Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Стаховой Т.М,
Бутковой Н.А.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-3579/2017 по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербург на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 05 октября 2017 года по административному иску ПАО "РОСБАНК" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербург об оспаривании предписания.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, объяснения представителя ПАО "РОСБАНК" - Заведеевой С.Ю. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
ПАО "РОСБАНК" обратилось в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором представитель названного кредитного учреждения просил признать незаконным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербург от 28 апреля 2017 N... в части требований, содержащихся в пунктах 2, 3.1, 3.2 предписания, о проведении производственного контроля качества холодного водоснабжения в разводящей сети здания, занимаемого банком.
В обоснование поданного в суд административного иска представитель ПАО "РОСБАНК" ссылался на то обстоятельство, что представление является незаконным и необоснованным, поскольку требование нормативных актов о проведении производственного контроля качества холодного водоснабжения в разводящей сети в эксплуатируемых помещениях на кредитные учреждения не распространяется; холодное водоснабжение помещений по адресу "адрес" осуществляется от городских сетей водоснабжения на основании договора с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", которое несет ответственность за соответствие питьевой воды, поступающей абонентам, требованиям санитарных правил.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 05 октября 2017 года иск ПАО "РОСБАНК" удовлетворён, признано незаконным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербург от 28 апреля 2017 N... в части пунктов 2, 3.1, 3.2 за исключением ссылки на пункт 9.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".
Этим же решением с Управления Роспотребнадзора в пользу ПАО "РОСБАНК" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
В апелляционной жалобе представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербург просит решение суда отменить в той части, в которой отказано в удовлетворении требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и неправильное применение судом норм материального права.
Представитель Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербург, представитель ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербург в Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном районах в заседание суда апелляционной инстанции не явились; о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом посредством факсимильной связи. Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Управлением Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу в период с 11 апреля 2017 года по 19 апреля 2017 года проведена плановая выездная проверка соблюдения ПАО "РОСБАНК" требований законодательства в сфере защиты прав потребителя и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По результатам проверки 28 апреля 2017 года руководителем Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу Е.И. Смирновой в адрес ПАО "РОСБАНК" вынесено предписание N... об устранении нарушений законодательства.
Согласно пункту 2 предписания, кредитному учреждению следует устранить нарушения законодательства, а именно статьи 24 Федерального закона Российской Федерации N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 5 статьи 25 Федерального закона Российской Федерации от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктов 1.5, 3.3 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; пунктов 5,6 раздела 2 Приложения N 1 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Пунктами 3.1, 3.2 предписания на ПАО "РОСБАНК" возложена обязанность в срок до 01 июля 2017 года разработать и согласовать с территориальным отделом Роспотребнадзора в Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном районах программу производственного контроля качества холодной воды, а также обеспечить в полном объёме проведение производственного контроля качества холодного водоснабжения в разводящей сети.
ПАО "РОСБАНК" размещается в здании, расположенном в "адрес".
08 августа 2014 года ПАО "РОСБАНК" и ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" заключён договор холодного водоснабжения N 31-887304-О-ВС, в соответствии с которым ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" обязуется подавать абоненту - ПАО "РОСБАНК", через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду.
Пунктом 10 договора холодного водоснабжения предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана осуществлять подачу воды установленного качества; не допускать ухудшения качества холодной воды ниже показателей, установленных законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; осуществлять производственный контроль качества холодной (питьевой) воды.
В силу пункта 22 договора производственный контроль качества холодной воды, подаваемой абоненту с использованием централизованных систем водоснабжения, осуществляется в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества питьевой воды, качества горячей воды, утверждёнными Правительства Российской Федерации.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции с учётом положений Федерального закона Российской Федерации N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона Российской Федерации от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", а также содержания договора водоснабжения, заключенного ПАО "РОСБАНК" и ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", пришёл к выводу о том, что предписание, вынесенное Управлением Роспоребнадзора по Санкт-Петербургу в обжалуемой части незаконно, поскольку ПАО "РОСБАНК" является абонентом и не осуществляет деятельности по водоснабжению или эксплуатации систем водоснабжения.
Приведённые в постановленном по делу решении выводы суда первой инстанции следует признать правильными.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, утверждённым Приказом Роспотребнадзора от 10.07.2012 N 751, Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Управление осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет меры по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий таких нарушений, выдает предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлекает к ответственности лиц, совершивших такие нарушения (пункты 8.1.2, 8.1.6 Положения).
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на юридических лиц возложена обязанность выполнения требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения (часть 1).
Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных Законом о водоснабжении и водоотведении (часть 2 статьи 25 Закона).
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 5 статьи 25 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 утверждены Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, которыми установлен порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, в том числе гарантирующими организациями.
Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 5 Правил).
По смыслу приведённых норм, обязанность осуществления производственного контроля качества воды, подаваемой абонентам, возложена на организации, осуществляющие холодное и горячее водоснабжение (в том числе гарантирующие организации), которыми в соответствии со статьей 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, являются юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, а также организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенные решением органа местного самоуправления, которые обязаны заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
ПАО "РОСБАНК" осуществляет деятельность по денежному посредничеству, в том числе лицензируемую деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, прочую деятельность, связанную с оборотом денежных средств.
Водоснабжение ПАО "РОСБАНК" осуществляется по договору от 08 августа 2014 года N 31-887304-О-ВС, заключенному с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" от централизованных систем холодного водоснабжения, под которыми понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес" находится в пользовании ПАО "РОСБАНК" на основании договора аренды.
В соответствии с пунктом 3 договора холодного водоснабжение N 31-887304-О-ВС от 08 августа 2014 года, граница эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении эксплуатационной ответственности, согласно которому границей эксплуатационной принадлежности между абонентом и ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" служит точка присоединения водопроводного ввода диаметром 100-50 мм здания по адресу: набережная "адрес" к водопроводному домовому вводу диаметром 100 мм на здание по адресу Малая Конюшенная улица, дом 8, литера А по ходу воды (л.д. 27). Из приложенной к договору структурной схеме водоснабжения видно, что точка отбора проб холодной воды находится вне зоны ответственности ПАО "РОСБАНК" (л.д. 28).
ПАО "РОСБАНК" согласно договору является абонентом, потребляющим питьевую воду из централизованной системы питьевого водоснабжения, соответствие питьевой воды требованиям государственных стандартов, санитарных правил и норм обеспечивает ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"; производственный контроль качества холодной воды (пункт 10 договора); ПАО "РОСБАНК" эксплуатацией централизованной системы питьевого водоснабжения не осуществляет, не является владельцем инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой воды, в связи с чем предписание Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу в оспариваемой ПАО "РОСБАНК" не является законным.
Доводы апелляционной жалобы Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу основаны на неверном понимании норм права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 05 октября 2017 года по делу N 2а-3579/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербург - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.