Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Сыреновой С.Н., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Егоровой Т.Н,
при участии административного истца Жебсаина В.Х, представителя административного истца Гаврильевой М.Д, представителя административного ответчика Федоровой Т.Д, представителя заинтересованного лица Глазкова С.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 20 октября 2017 года по делу по административному иску Жебсаина В.Х. об отмене решения Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные гражданской службы Республики Саха (Якутия), и обязании включить в стаж государственной гражданской службы периодов работы, которым
постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия
установила:
Жебсаин В.Х. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что решением Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) (далее - Комиссия), от 19.12.2014 N... ему было отказано в назначении пенсии за выслугу лет на основании заключения Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Главы РС (Я) и Правительства РС (Я). Комиссия исходила из того, что период его работы в ******** не подлежит включению в стаж государственной гражданской службы, что пункт 5 Указа Президента РС (Я) от 05.07.2010 г. N 152 признан в части утратившим силу. Ссылаясь на то, что с заявлением о назначении пенсии он обращался еще в 2010 г, что специфика "северного завоза" обусловлена экстремальными условиями и соответственно относится к государственным полномочиям, просил отменить решение Комиссии и обязать включить период его работы в ******** в стаж государственной гражданской службы.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен административный истец. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на те же доводы, что и в исковом заявлении. Полагает, что период работы в ******** подлежит включению в стаж государственной гражданской службы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Таким образом, полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов РФ, возложено федеральным законодателем на субъекты РФ, которые устанавливают общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан.
Согласно ст. 22 Закона Республики Саха (Якутия) от 30.03.2005 214-3 N 433-Ш "О государственной гражданской службе РС (Я)" гражданские служащие при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с гражданской службы. Порядок установления выплаты, определение размера и условия установления пенсии за выслугу лет определяются Правительством РС (Я).
Постановлением Правительства РС (Я) от 29.07.2010 г. N 336 был утвержден Порядок установления выплаты, определение размера и условия установления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы РС (Я) (далее - Порядок), в соответствии с которым решение об установлении пенсии за выслугу лет либо об отказе в ее установлении принимается Комиссией при Правительстве Республики Саха (Якутия) по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) (далее - Комиссия).
Вышеуказанная Комиссия 19 декабря 2014 года приняла решение N... об отказе в установлении Жебсаину В.Х. пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием необходимого стажа государственной гражданской службы.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд первой инстанции, разрешая исковое заявление Жебсаина В.Х. об оспаривании решения Комиссии от 19 декабря 2014 года, пришел к выводу об отказе в удовлетворении его требований в связи с отсутствием оснований для отмены и признания обжалуемого решения незаконным и нарушающим права и законные интересы административного истца, а также в связи с пропуском процессуального срока, предусмотренного ст.219 КАС РФ.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 84 КАС РФ. По настоящему административному делу установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, свидетельствующие о законности оспариваемого решения, отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
Согласно п.5.6 Порядка решение об установлении пенсии за выслугу лет или об отказе в ее установлении принимается Комиссией на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов. В рассматриваемом случае Комиссия, отказывая в установлении пенсии Жебсаину В.Х, исходила из того, что период его работы с 14.04.1981 г. по 30.12.1988 г. в должности ******** не подлежит включению в стаж государственной гражданской службы.
Перечень должностей, периоды работы в которых учитывались в стаж государственной гражданской службы, дающий право на пенсию за выслугу лет, был указан в пункте 3.1 Порядка (в редакции от 22.05.2014 г.). В данный перечень были включены должности, утвержденные Указом Президента Республики Саха (Якутия) N 152 от 05.07.2010 г. Так, в редакции от 08.08.2013 г. Указ предусматривал включение в стаж государственной гражданской службы периоды замещения должностей на постоянной основе в органах государственной власти и управления, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР, союзных республик, Якутской АССР, Якутской-Саха ССР, Республики Саха (Якутия) отдельные функции государственного управления (до 31 декабря 1991 г.), в министерствах и ведомствах СССР, союзных и автономных республик и их органах управления на территории СССР, министерствах и ведомствах Якутской АССР, их органах управления на территории Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 5.4 Порядка Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) осуществляет проверку представленных заявителем для установления пенсии за выслугу лет документов, при этом вправе запрашивать в необходимых случаях от государственных органов недостающие документы и представляет их на рассмотрение Комиссии, которая осуществляет правовую оценку.
Так, Комиссией по заявлению Жебсаина В.Х. были истребованы сведения из ********, а также заключения Департамента кадровой политики, государственной и муниципальной службы и Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Главы и Правительства РС (Я).
Как видно из письма Министерства сельского хозяйства... области от 18.09.2014 г, ******** не является организацией, выполнявшей функции органов государственного управления.
В соответствии с п. 6 Постановления Совета Министров РСФСР от 30.04.1965 г. N 521, в автономных республиках, краях и областях организованы республиканские, краевые и областные производственные управления по хлебопродуктам и комбикормовой промышленности Государственного производственного комитета по хлебопродуктам и комбикормовой промышленности РСФСР (на хозяйственном расчете) на базе республиканских, краевых и областных управлений бывшего Всероссийского объединения хлебопродуктов Министерства сельского хозяйства РСФСР.
Пунктом 7 указанного постановления установлено, что республиканским, краевым и областным производственным Управлением Государственного производственного комитета по хлебопродуктам и комбикормовой промышленности РСФСР предоставляются хозрасчетные права, предусмотренные постановлением ЦИК и СНК СССР от 15.07.1936 г.
Таким образом, ********, выполняло производственные задачи.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о законности обжалуемого решения Комиссии является правильным.
Кроме того, судом обоснованно указано на пропуск истцом срока для обращения в суд, предусмотренного ст.219 КАС РФ, что в силу является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Как видно из материалов дела, Жебсаину В.Х. о принятом Комиссией решении было сообщено 22 декабря 2014 г. (N извещения N... ). Также административный истец в исковом заявлении указывает, что по вопросу установления пенсии по выслуге лет обращается в различные инстанции и ведет переписку с 2010 г. С иском в суд он обратился 20 сентября 2017 г. после получения письма Департамента по государственно-правовым вопросам с разъяснением об обжаловании решения Комиссии в суд.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к субъективному толкованию норм материального права. Судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 20 октября 2017 года по делу по административному иску Жебсаина В.Х. об отмене решения Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные гражданской службы Республики Саха (Якутия) и обязании включить в стаж государственной гражданской службы периодов работы оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Оконешникова М.М.
Судьи Сыренова С.Н.
Дьяконова З.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.