Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 ноября 2017 года, которым по административному делу по административному иску Костевич Е.П. к Окружной администрации г. Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот,
постановлено:
В административном исковом заявлении отказать.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С, пояснения истца Костевич Е.П, судебная коллегия
установила:
Костевич Е.П. обратилась в суд иском в ответчику, в обоснование указав, что 18 июля 2017 года Комиссией Окружной администрации г. Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ей незаконно отказано во включении в реестр детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жильем в г. Якутске, со ссылкой на ее возраст и отсутствие нуждаемости в жилье. Истец считает, что возраст не имеет значения при решении вопроса о постановке ее на учет, поскольку она являлась сиротой. Также указывает, что своего жилья она не имеет, проживает вместе с родителями мужа.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась административный истец.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что решение суда вынесено в ее отсутствие при наличии ходатайства об отложении рассмотрения дела в связи с болезнью ее ребенка. Считает решение суда незаконным, поскольку оно принято без учета ее объяснений по существу дела.
Судебная коллегия, выслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей - мать умерла _______, отец умер _______ г.
Распоряжением мэрии от 29 ноября 1993 г. над несовершеннолетними Костевич Е.П. и ее сестрами назначена опекуном их тетя З. За ними закреплено жилое помещение, расположенное по адресу:...
10 июля 2017 г. истец обратилась в отдел опеки и попечительства ОА г. Якутска с заявлением о включении ее в реестр детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жильем в г. Якутске. Заключением Комиссии ОА г. Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 18 июля 2017 года ей было отказано во включении в единый реестр, с чем не согласилась истец.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальная поддержка в виде обеспечения жильем предоставляется указанной категории лиц, в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими 23 лет Судом установлено, что истец на учете нуждающихся в жилом помещении в Окружной администрации г. Якутска не состоит. Кроме того, судом установлено, что Костевич Е.П, согласно выписке из ЕГРН являлась собственником жилого помещения по адресу:.., которая отчуждена ею 28 февраля 2006 г, в связи с чем до 23 лет у нее отсутствовала нуждаемость в обеспечении жильем.
Судебная коллегия находит такой вывод суда законным и обоснованным.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ (далее ЖК РФ) и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Частью 9 ст. 8 названного Закона установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии со ст. 1 Закона РС (Я) от 15.12.2012 г. 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, проживание в которых признается невозможным в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Республики Саха (Якутия);
3) признанные нуждающимися в жилых помещениях до вступления в силу настоящего Закона и не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями;
4) достигшие возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Кроме того, исходя из анализа данных правовых норм, следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди лишь в том случае, если они не имели на момент окончания пребывания в образовательном или ином учреждении закрепленного за ними жилого помещения.
Костевич Е.П. впервые обратилась по вопросу обеспечения жилым помещением после достижения возраста 23-х лет, доказательств наличия объективных причин, препятствовавших обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением не представила. Кроме того, как было установлено судом, при установлении опеки над детьми, оставшимися без попечения родителей, в том числе над Костевич Е.П, органом местного самоуправления за ними было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу:...
При таких обстоятельствах у комиссии ОА г. Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствовали основания для включения истца в данный реестр.
В апелляционной жалобе административный истец ссылается на необоснованное отклонение ее ходатайства об отложении судебного заседания, однако данный довод отмену постановленного судом решения не влечет. В силу ч. 3 ст. 152 КАС РФ суд может отложить судебное разбирательство административного дела по ходатайству лица, участвующего в деле. Следует учесть, что отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда. Рассмотрев ходатайство, суд первой инстанции пришел к выводу, что необходимости в отложении судебного заседания нет. Представленные в материалы дела доказательства являлись достаточными для рассмотрения дела.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции постановилзаконное и обоснованное решение, полно и правильно установилобстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 ноября 2017 года по административному делу по административному иску Костевич Е.П. к Окружной администрации г. Якутска по решению жилищных вопросов детей-сирот оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Оконешникова М.М.
Дьяконова З.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.