Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью "Викол" Костенко М.Н. на решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 октября 2017 года N 12-690/2017,
установил:
постановлением главного специалиста отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым ФИО3 от 05 июля 2017 года N 005397/0428 Общество с ограниченной ответственностью "Викол" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 101 000 рублей.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 октября 2017 года N 12-690/2017 указанное постановление должностного лица от 05 июля 2017 года N 005397/0428 оставлено без изменения, жалоба ООО "Викол" - без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, директор ООО "Викол" Костенко М.Н. подал жалобу, в которой просит отменить решение суда от 31 октября 2017 года
и постановление должностного лица от 05 июля 2017 года.
Жалоба мотивирована тем, что с 2008 года ООО "Викол" не осуществляет хозяйственную деятельность, в том числе по использованию арендуемого земельного участка, что подтверждается бухгалтерской отчетностью общества. Кроме того, ни должностным лицом, вынесшим постановление ни судом не учтено, что в результате стихийного бедствия осенью в 2014 году в г. Ялте уничтоженные и поврежденные объекты благоустройства города, а также мусор были собраны, вывезены и самовольно выгружены МКП " "данные изъяты"" на арендуемый ООО "Викол" земельный участок. Неоднократные обращения общества в МКП " "данные изъяты"" с требованием вывезти мусор, остались без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав представителя ООО "Викол" Устинова В.В, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В силу ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Пунктом 7 ст.12 Закона N 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с п.1 ст.13 Земельного Кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В силу ст.42 Земельного Кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 2.1 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации природопользователь обязан: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их использование в качестве вторичного сырья, переработку и последующее размещение; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения); обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов; оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном.
Как усматривается из материалов дела, 15 мая 2017 года в ходе проведения планового осмотра территории муниципального образования городской округ Ялта, на территории земельного участка по адресу: "адрес", ул. "адрес" в районе "адрес", выявлен факт несанкционированного размещения отходов на бетонном покрытии общей площадью 1740 кв.м, в местах не предназначенных для этих целей и не оборудованных. В рамках административного расследования по данному факту, установлен пользователь указанного земельного участка - ООО "Викол", на основании договора аренды от 04 сентября 2007 года.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия ООО "Викол" образуют состав административного правонарушения, за совершение которого ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Вместе с тем, такой вывод сделан вопреки требованиям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств данного дела и разрешении его в соответствии с законом.
Так, по делу не выяснены обстоятельства, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно диспозиции ст.8.2 КоАП РФ объективная сторона правонарушения заключается в действии или бездействии, состоящим в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. При этом субъективную сторону данного правонарушения характеризует умысел.
Поэтому при привлечении к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ необходимо в числе иных обстоятельств выяснять, имеется ли в действиях (бездействии) лица умышленное противоправное виновное поведение.
Указанное юридически значимое обстоятельство судьей городского суда не выяснено, дело в полном объеме не проверено. Судом первой инстанции установлен лишь сам факт несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, без анализа виновного отношения лица к этому факту.
Так, в рассматриваемом случае ООО "Викол" было вменено несанкционированное размещение отходов на открытом грунте общей площадью 1740 кв.м, на территории земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", ул. "адрес", в районе "адрес".
Вместе с тем, информация, содержащаяся в актах обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 15 мая 2017 года N199 и от 23 мая 2017 года N 217, не подтверждает образование либо накопление отходов производства в результате осуществления деятельности именно ООО "Викол".
Согласно материалам дела об административном правонарушении, на основании договора аренды земельного участка с Ялтинским городским советом от 04.09.2007 года ООО "Викол" предоставлен земельный участок по адресу "адрес", ул. "адрес"А. Однако, согласно постановления должностного лица нарушение законодательства в области обращения с отходами производства и потребления были выявлены на территории земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", ул. "адрес", в районе "адрес".
Таким образом, нарушения установлены по адресу, который не соответствует адресу земельного участка, находящегося в пользовании ООО "Викол".
Поскольку наличие состава административного правонарушения является единственным основанием наступления административной ответственности за совершенное деяние, такой элемент как состав административного правонарушения, как его объективная сторона, а именно совершение ООО "Викол" противоправного действия или бездействия, в данном случае не доказан.
При таких обстоятельствах решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 октября 2017 года N 12-690/2017 в отношении ООО "Викол", подлежит отмене.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью "Викол" Костенко М.Н. на решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 октября 2017 года N 12-690/2017 - удовлетворить.
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 октября 2017 года N 12-690/2017 в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Викол" - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Викол" по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
Копия верна
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.