Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью "Готия" Гречко Н.В. на решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 07 декабря 2017 года по делу N 12-702/2017,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по Крымскому федеральному округу, начальника отдела надзора на море (г. Ялта) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Крымскому федеральному округу ФИО3 от 11 января 2016 года N06/01-16/2016 Общество с ограниченной ответственностью "Готия" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному взысканию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 07 декабря 2017 года по делу N 12-702/2017 жалоба ООО "Готия" оставлена без удовлетворения, указанное постановление от 11 января 2016 года N06/01-16/2016 - без изменения.
Не согласившись с указанным решением суда, директор ООО "Готия" Гречко Н.В. подала жалобу, в которой просит отменить решение суда и постановление должностного лица, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что обеспечить свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе на принадлежащей обществу лодочной станции, ООО "Готия" не может по причине передачи данного недвижимого имущества ФИО4 в аренду.
Кроме того, в жалобе указано на то, что ООО "Готия" не было извещено о проведении проверки, обследования, составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела, что является нарушением порядка привлечения его к административной ответственности.
Проверив доводы жалобы, заслушав представителя ООО "Готия" Гориславца И.И, поддержавшего доводы жалобы, представителя Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю Ульянкину Ю.В, возражавшую против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статьи 8.12.1 КоАП РФ несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении не иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Полагаю, что названные требования закона при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Готия" нарушены.
Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
По смыслу положений, содержащихся в ст. 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии привлекаемого к ответственности физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, которым разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 25.15 КоАП РФ.
Системный анализ положений ст. 25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, и у должностного лица должны быть достоверные данные о его надлежащем извещении. При этом закон не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ, место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
Согласно п.20.17 Приказа ФГУП "Почта России" от 17.05.2012 N 114-п "Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений", при неявке адресатов за РПО в течение 5-и рабочих дней после доставки первичных извещений ф. 22, им доставляются и вручаются под расписку вторичные извещения ф. 22-в.
Как усматривается из материалов дела, извещение о составлении 29 декабря 2015 года протокола об административном правонарушении в отношении ООО "Готия" направлялось последнему заказным письмом с уведомлением 23 декабря 2015 года, о чем свидетельствует квитанция ( л.д.45).
Согласно копии почтового конверта (л.д.49), вторичное извещение ООО "Готия" имело место 30 декабря 2015 года, т.е. после составления протокола - 29 декабря 2015 года. Доказательств надлежащего своевременного получения указанного извещения ООО "Готия" на момент составления протокола об административном правонарушении в материалах дела об административном правонарушении не имеется.
Кроме того, извещение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Готия" на 11 января 2016г, направлено ему 05 января 2016г. и согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 298607792004724 - 11 января 2016 года была "неудачная попытка вручения", несмотря на это 11 января 2016 года органом было принято решение о назначении ООО "Готия" административного наказания.
Таким образом, данные, которые могли бы свидетельствовать о том, что ООО "Готия" было надлежащим образом извещено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, в материалах дела отсутствуют.
Закон обязывает должностное лицо административного органа при возникновении сомнений в получении лицом, в отношении которого ведется административное производство по делу, соответствующего извещения принять все необходимые меры, направленные на безусловное, доподлинное извещение лица о дате, времени, месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела в отношении него.
При этом судьей городского суда не дана оценка вышеуказанным обстоятельствам, в связи с чем, вывод суда о виновности ООО "Готия" при отсутствии доказательств соблюдения должностным лицом требований закона при производстве по делу об административном правонарушении, является преждевременным.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 07 декабря 2017 года по делу N 12-702/2017 подлежит отмене.
Вместе с тем, пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Из содержания части 1 статьи 4.5 КоАП РФ следует, что срок давности привлечения должностным лицом к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.12.1 КоАП РФ, составляет один год.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что срок давности привлечения ООО "Готия" к административной ответственности по статье 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек.
По истечении срока давности дело об административном правонарушении не может быть направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из содержания пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Республики Крым жалобы директора Общества с ограниченной ответственностью "Готия" Гречко Н.В. на решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 07 декабря 2017 года по делу N 12-702/2017, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 8.12.1 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу, в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, подлежит прекращению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью "Готия" Гречко Н.В. на решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 07 декабря 2017 года по делу N 12-702/2017- удовлетворить.
Решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 07 декабря 2017 года по делу N 12-702/2017- отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Готия" по статье 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
Копия верна
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.