Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Холонгуевой О.Р,
судей коллегии Вагановой Е.С, Чупошева Е.Н.
при секретаре Баторовой Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Татолиной Е.К, действующей в интересах недееспособного Татолина Д.В. к Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ, Министерству социальной защиты Республики Бурятия о возложении обязанности обеспечить жилым помещением, по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Данзановой С.В. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 26 октября 2017 г, которым постановлено:
Исковые требования Татолиной Е.К, действующей в интересах недееспособного Татолина Д.В. к Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ, Министерству социальной защиты г. Улан-Удэ о возложении обязанности обеспечить жилым помещением удовлетворить частично.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить Татолину Д.В. жилое помещение по договору найма жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения на состав семьи из 1 человека.
Исковые требования к Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вагановой Е.С, ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, истец просила обязать Администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ, Министерство социальной защиты г. Улан-Удэ обеспечить её сына Татолина Д.В. жилым помещением, пригодным для проживания, отвечающим санитарным и техническим требованиям по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска указала, что её сын совершеннолетний Татолин Д.В. страдает тяжелой формой хронического заболевания. Приказом N... от 11.07.2017 года над Татолиным Д.В. установлена опека, опекуном назначена она. Они, совместно с другими членами семьи, проживают по адресу: "... ". 28.04.2017 года Татолин Д.В. был поставлен на очередь, как нуждающийся в жилом помещении на основании пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, однако при обращении с заявлением в Администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ ей было отказано в предоставлении жилья, хотя по заключению врачей Татолин Д.В. нуждается в отдельном жилом помещении.
В судебном заседании Татолина Е.К. исковые требования поддержала.
Представитель Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ Шараева Ю.А. с исковыми требованиями не согласилась.
Представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия в судебное заседание не явился.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства социальной защиты РБ Данзанова С.В. просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что решение основано на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильном применении норм материального права или норм процессуального права. Указывает, что Татолин Д.В. малоимущим гражданином не признавался, в связи с чем оснований для предоставления жилого помещений не имеется. Поскольку закон, иной нормативный правовой акт, предусматривающий расходное обязательство РБ за счет средств собственного бюджета по вопросам социальной поддержки многодетных, малообеспеченных семей, граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, в виде обеспечения жильем не принимались, у суда отсутствовали правовые основания для возложения в судебном порядке обязанности по обеспечению жильем истца из государственного жилищного фонда РБ на Министерство социальной защиты населения РБ. В судебном заседании суда первой инстанции участие принимала представитель Министерства социальной защиты населения РБ Михалец М.Г, которая не была уполномочена на представительство интересов Министерства по указанному делу.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика Министерства социальной защиты населения РБ Данзанова С.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель истца Кулипанова Н.И. с апелляционной жалобой не согласилась. Пояснила, что довод ответчика об отсутствии у Татолина Д.В. статуса малоимущего несостоятелен, поскольку сама постановка на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении является основанием для предоставления жилого помещения. Татолин Д.В. встал на учет как малоимущий. Считала решение суда законным и обоснованным.
Истец Татолина Е.К. поддержала позицию своего представителя, согласилась с решением суда первой инстанции. Не отрицала, что после постановки сына на учет по категории "инвалид" им был получен земельный участок.
Представитель ответчика Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ Шараева Ю.А. с апелляционной жалобой не согласилась. Пояснила, что Татолин в установленном законом порядке не признан малоимущим, соответствующее решение не принималось. Ранее Татолин состоял на учете по категории "инвалид", однако был снят с соответствующего учета в связи с предоставлением земельного участка. 28.04.2017 г. Татолин поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении по категории "граждане, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, Татолин Д.В,... года рождения, страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, до настоящего времени жильем не обеспечен.
Согласно справке МСЭ Татолину Д.В. установлена вторая группа инвалидности с детства.
Татолина Е.К. вместе с сыном Татолиным Д.В. и с другими членами семьи зарегистрированы и проживают в квартире, расположенной по адресу: "... ", общей площадью "... " кв. м.
С 23.12.2009 г. Татолин Д.В. состоял на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении по категории инвалиды, составом семьи 1 человек.
28.04.2017 г. Татолин Д.В. вновь поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении по категории "граждане, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
11.09.2017 года ответом N... Администрацией Октябрьского района г. Улан-Удэ отказано в обеспечении жилым помещением вне очереди по категории "граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно", в связи с отсутствием внеочередного порядка предоставления жилых помещений таким гражданам.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции указал на то, что Татолин Д.В. страдает заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, в силу чего подлежит внеочередному обеспечению жилым помещением по договору социального найма. Решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации субъекта Российской Федерации, поэтому обязанность по обеспечению жилыми помещениями нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, указанных в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного Кодекса РФ должна быть возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Между тем, судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может и находит, что решение суда принято с нарушением норм материального права.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, условиями реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализацию его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (статья 17).
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, истец в органы местного самоуправления с заявлением о признании ее сына малоимущим не обращался, решение о принятии его на учет нуждающихся в жилье малоимущих граждан, не принималось. Поскольку Татолин Д.В. в установленном законом порядке малоимущим не признан, то вывод суда о наличии оснований для обеспечения его во внеочередном порядке жилым помещением является ошибочным.
Наличие заболевания, входящего в установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
При этом то обстоятельство, что с 23.12.2009 г. Татолин Д.В. состоял на учете по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов" не свидетельствует о том, что он был признан малоимущим, поскольку, во-первых, соответствующие сведения в материалах дела отсутствуют, во-вторых, с данного учета Татолин был снят, как установлено судом апелляционной инстанции, в связи с предоставлением ему земельного участка, о чем в материалах дела имеется выписка из ЕГРН, согласно которой в собственности у Татолина Д.В. с 24.05.2013 г. находится земельный участок, предоставленный на основании решения Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ от 19.04.2013 г.
Указанные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
При том довод апелляционной жалобы о том, что интересы ответчика Министерства социальной защиты РБ представляло ненадлежащее лицо - Михалец, полномочия у которой на участие в делах такой категории отсутствуют, судебной коллегий не принимаются, поскольку как следует из протокола судебного заседания от 26.10.2017 г. в судебном заседании в день вынесения решения суда она участия не принимала, а другой представитель Министерства в судебное заседание не явился.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 26 октября 2017 г. отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Татолиной Е.К, действующей в интересах недееспособного Татолина Д.В. к Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ, Министерству социальной защиты Республики Бурятия о возложении обязанности обеспечить жилым помещением.
Председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.