Дата вступления в законную силу - 9 февраля 2018 г.
Судья Верховного суда Республики Калмыкия Лиджеева Л.Л., при секретаре
Кикеевой Э.М, с участием главного врача Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Сарпинская районная больница" (далее - БУ РК "Сарпинская районная больница", учреждение) Джамаева О.В. и представителя учреждения Дорджиева Э.У, представителей Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Калмыкия Годжаевой И.В. и Цуглиновой А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного врача БУ РК "Сарпинская районная больница" Джамаева О.В. на постановление судьи Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 26 января 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении БУ РК "Сарпинская районная больница",
установил:
Постановлением судьи Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 26 января 2018 г. БУ РК "Сарпинская районная больница" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности сроком на 7 суток.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, с учетом дополнений главный врач учреждения просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что ввиду недостаточного финансирования учреждение не имело возможности для соблюдения всех требований, предусмотренных лицензией. Согласно части 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. В нарушение требований закона судья не мотивировал в постановлении необходимость применения более строгого административного наказания в виде приостановления деятельности медицинского учреждения. Указывает, что в связи с отсутствием угрозы жизни и здоровью населения административное правонарушение является малозначительным.
В судебном заседании главный врач БУ РК "Сарпинская районная больница" Джамаев О.В. и представитель учреждения Дорджиев Э.У. просили постановление судьи отменить, жалобу удовлетворить.
Представители Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Калмыкия Годжаева И.В. и Цуглинова А.И. просили постановление судьи оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти до двухсот пятидесяти рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Пунктом 1 части 11 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ
"О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Согласно примечанию к статье 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности под грубым нарушением лицензионных требований понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" пункта 5 данного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Как следует из материалов дела, в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении БУ РК "Сарпинская районная больница" государственными инспекторами Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Калмыкия выявлены нарушения, свидетельствующие о несоблюдении лицензиатом подпунктов "б", "д", "ж", "и" пункта 4, а также подпунктов "а", "б", "в" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, что относится к грубым нарушениям лицензионных требований в отношении медицинской деятельности.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, и виновность БУ РК "Сарпинская районная больница" подтверждены совокупностью доказательств: актом проверки органа государственного контроля от 27 декабря 2017 г. N 229, протоколом об административных правонарушениях от 27 декабря 2017 г. N 70, предписанием от 27 декабря 2017 г. N 114, копией лицензии БУ РК "Сарпинская районная больница" от 18 июля 2016 г. N ЛО-08-01-000540, копией устава медицинского учреждения, утвержденного приказом заместителя министра здравоохранения Республики Калмыкия от 23 декабря 2013 г, копией штатного расписания учреждения от 3 июля 2017 г, копией журнала учета этилового спирта по информационному отделению и другими исследованными доказательствами, оцененными судом в соответствии с требованиями статьей 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Вывод судьи районного суда о наличии в действиях бюджетного учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, является правильным, основан на материалах дела и действующем законодательстве.
Ссылка в жалобе на недостаточное финансирование не может быть принята во внимание, поскольку данное обстоятельство само по себе не является основанием для освобождения БУ РК "Сарпинская районная больница" от административной ответственности, поскольку, как следует из материалов дела, устранение части обнаруженных нарушений не требует финансовых затрат.
Довод жалобы, что правонарушение является малозначительным, с учетом характера совершенного правонарушения и наступления возможных последствий, несостоятелен
Вместе с тем при назначении административного наказания судьей районного суда в полной мере требования статей 3.2, 3.12, 4.1 КоАП РФ не были соблюдены.
В силу статьи 3.2 КоАП РФ административное приостановление деятельности является более строгим наказанием, чем административный штраф.
В нарушение требований статьи 29.10 КоАП РФ постановление судьи в части назначения наказания более строгого наказания в виде административного приостановления деятельности судьей не мотивировано.
Согласно части 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В соответствии с пунктом 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при назначении наказания в виде административного приостановлении деятельности надлежит учитывать характер деятельности юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, (абзац первый части 1 статьи 3.12 КоАП РФ). Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении.
Между тем, сведений о том, что выявленные нарушения создают угрозу наступления негативных последствий для жизни и здоровья граждан, а также о наличии исключительных обстоятельств для приостановления деятельности медицинского учреждения, материалы дела не содержат.
Кроме того, применение меры административного наказания в виде приостановления деятельности БУ РК "Сарпинская районная больница", безусловно, повлечет в первую очередь нарушение прав граждан муниципального образования на получение своевременной медицинской помощи по месту жительства, угрозу их здоровью и жизни.
Санкция части 3 статьи 19.20 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает административный штраф на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Ввиду вышеуказанных обстоятельств полагаю, что цели административного наказания могут быть достигнуты путем наложения на учреждение административного штрафа.
В силу положений частей 3 2, 3 3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Такими исключительными обстоятельствами по настоящему дела являются имущественное и финансовое положение бюджетного учреждения, недостаточное бюджетное финансирование, принятие мер по устранению выявленных нарушений, дающие основание для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 4.1, ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от
26 января 2018 г. в части назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности изменить.
Назначить Бюджетному учреждению Республики Калмыкия "Сарпинская районная больница" административное наказание в виде административного штрафа в размере 75000 (семьдесят пять тысяч) руб.
В остальной части постановление судьи оставить без изменения.
Судья Л.Л. Лиджеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.