Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Имамовой Р.А,
судей Анненковой К.К, Каменцовой Н.В,
при секретаре Ершовой О.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оренбургского района в интересах Сорокиной Ксении Сергеевны к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 30 октября 2017 года,
установила:
Прокурор Оренбургского района Оренбургской области, действуя в интересах Сорокиной К.С, обратился в суд к администрации Оренбургского района о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по нормам предоставления площади жилого помещения на территории Оренбургского района Оренбургской области.
В обоснование своих требований истец указал на то, что Сорокина К.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 19 апреля 2016 года принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включена в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. В июне 2017 года Сорокина К.С. обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного жилищного фонда, однако жилое помещение не предоставлено со ссылкой на необходимость соблюдения очередности предоставления жилья данной категории лиц.
Полагает, что истец имеет право на дополнительные социальные гарантии по социальной поддержке в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ссылаясь на отсутствие у него своего жилого помещения и установленный решением органа местного самоуправления факт невозможности проживания истца в жилом помещении по месту регистрации в связи с несоблюдением учетной нормы жилой площади.
Решением Оренбургского районного суда от 10 октября 2017 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация МО Оренбургский район Оренбургской области просит об отмене судебного решения, как принятого с нарушением норм материального права.
Представитель ответчика и третьего лица Правительства Оренбургской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К, выслушав пояснения прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Стиплина И.В, истца Сорокиной К.С, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных законом (статья 330 ГПК РФ) для удовлетворения жалобы и отмены судебного постановления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сорокина К.С. (Чудинова) (дата) года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца Ч.Л.Г. умерла (дата). Отец Ч.С.П. решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 14 июня 2006 года лишен родительских прав в отношении дочери.
Над несовершеннолетней Сорокиной К.С. (до смены фамилии Чудиновой) 13.02.2006 года установлена опека, опекуном назначена К.В.Н.
31.03.2006 года Сорокина К.С. обратилась в администрацию Оренбургского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с отсутствием жилья.
Решением комиссии органа местного самоуправления 31.03.2006 года установлен факт невозможности проживания Сорокиной К.С. по месту регистрации в (адрес), где зарегистрированы еще 7 человек, в связи с приходящейся на её долю общей площади помещения менее учетной нормы.
С 19 апреля 2016 года Сорокина К.С. принята администрацией Оренбургского района на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и включен в список детей-сирот и детей, которые подлежат обеспечению жилым помещением под N 153.
1 июня 2017 года Сорокина К.С. обратилась в администрацию Оренбургского района с заявлением о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного жилищного фонда, в чем ей было 17.06.2017 года отказано со ссылкой на возможность предоставления жилья только в порядке установленной очередности.
Сорокина К.С. иного жилого помещения в собственности или по договору социального найма не имеет, в 2013 году закончила обучение в профессиональном колледже, 01.10.2014 года вступила в зарегистрированный брак с Сорокиным А.А, (дата) года у истца родился ребенок Сорокин Р.А.
Разрешая возникший спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на то, что Сорокина К.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, включена в список сирот, подлежащих обеспечению жильем, достигла возраста 18 лет, закончила профессиональное образование, не имеет жилого помещения для проживания, следовательно имеет право на социальную поддержку государством детей-сирот в форме предоставления жилого помещения по договору найма специализированных помещений за счет средств субъекта РФ - Оренбургской области, возложив данную обязанность на полномочный орган местного самоуправления.
Судебная коллегия считает выводы суда основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Аналогичные положения содержаться и в абзаце 2 части 1 статьи 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ) жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются вышеперечисленным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определилсрок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы ответчика в части отсутствия в Жилищном кодексе Российской Федерации указания на внеочередной порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями коллегия признает несостоятельными и не способными повлечь отмену решения суда.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц, но не устанавливает очередность предоставления жилья.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Указанным обстоятельствам судом первой инстанции дана надлежащая оценка вопреки доводам апелляционной жалобы, спор разрешен в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, в связи с чем по доводам апелляционной жалобы законное и обоснованное решение отменено быть не может.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
Решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 30 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области- без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.