Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Имамовой Р.А,
судей Каменцовой Н.В, Федотовой Е.В,
при секретаре Рассейно Н.В,
рассмотрела 23 января 2018 года в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 12 октября 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Сапожникова Виктора Михайловича к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Жилищного Фонда "Южная", МКУ "Жилищно-коммунальное хозяйство", Некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" о возмещении ущерба.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В, пояснения представителя Сапожникова В.М. - М. О.М. (доверенность от 03.04.2017 г.), полагавшей решение суда законным и обоснованным, оценив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сапожников В.М. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к ООО "Управляющая Компания Жилищного Фонда "Южная", МКУ "Жилищно-коммунальное хозяйство", указав, что является собственником квартиры N 47, расположенной по адресу: (адрес) 19.12.2016 года произошел залив его квартиры. 19.12.2016 года был составлен акт, в составе комиссии: инженера ООО "УК ЖФ "Южная" Никифоровой Е.П. и в его присутствии. Кроме того 21.02.2017 года был составлен акт обследования причин и последствий залива жилого (нежилого) помещения по адресу (адрес) инженером ООО "УК ЖФ "Южная". Он самостоятельно организовал проведение независимой экспертизы по определению рыночной стоимости восстановительного ремонта квартиры. О проведении осмотра управляющая компания была уведомлена 01.03.2017 года. На основании договора N 73 от 07.03.2017 года было подготовлено экспертное заключение N 84, согласно которому рыночная стоимость работ и материалов, необходимых для устранение ущерба, причиненного имуществу и внутренней отделки, с учетом физического износа составляет 89 341 руб. В ходе проведения независимой экспертизы он понес расходы на оплату услуг эксперта в размере 3 000 руб. 06.04.2017 года он обратился с претензией в ООО "УК ЖФ "Южная" с целью добровольного досудебного урегулирования вопроса, при этом передав копии документов о проведении экспертизы, отчет эксперта и документы, подтверждающие оплату услуг эксперта. Однако получил отказ. Претензия была направлена заказным письмом с уведомлением, стоимость почтовых услуг составила 75,50 руб. 20.04.2017 года он обратился с претензией в МКУ "Жилищно-коммунальное хозяйство" с целью добровольного досудебного урегулирования вопроса, при этом передав копии документов о проведении экспертизы, отчет эксперта и документы, подтверждающие оплату услуг эксперта. Однако получил отказ. Претензия была направлена заказным письмом с уведомлением, стоимость почтовых услуг составила 67 руб. Кроме того им была направлена претензия с пакетом документов в НО "Фонд модернизации ЖКХ".
В связи с вышеизложенным, в соответствии со ст.ст. 15, 309 ГК РФ, ст. 13, 15, Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", просил суд взыскать с МКУ "Жилищно-коммунальное хозяйство" в его пользу стоимость восстановительного ремонта квартиры в размере 89 341 руб, сумму расходов на проведение независимой экспертизы в размере 3 000 руб, сумму расходов по оплате почтовых услуг в размере 75,50 руб, сумму расходов по оплате почтовых услуг в размере 67 руб, сумму расходов на оплату юридических услуг в размере 10 000 руб, компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб, штраф в размере 50 %.
Впоследствии истец уточнил исковые требования и окончательно просил суд взыскать с НО "Фонд модернизации ЖКХ" в свою пользу стоимость восстановительного ремонта квартиры в размере 89 341 руб, сумму расходов на проведение независимой экспертизы в размере 3 000 руб, сумму расходов по оплате почтовых услуг в размере 75,50 руб, сумму расходов по оплате почтовых услуг в размере 67 руб, сумму расходов на оплату юридических услуг в размере 10 000 руб, компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб, штраф в размере 50 %.
При рассмотрении дела суд постановилрешение, которым исковые требования Сапожников В.М. удовлетворил частично.
Суд постановил:
взыскать с НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" в пользу Сапожникова В.М. стоимость восстановительного ремонта квартиры по залитию от 19.12.2016 года в размере 89 341 руб, расходы по оплате услуг представителя в сумме 8 000 руб, расходы по оплате почтовых услуг в размере 142,50 руб, расходы по составлению заключения в размере 3 000 руб.;
взыскать с НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" в доход государства расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 880,23 руб.;
в удовлетворении исковых требований Сапожникова В.М. к ООО "УКЖФ "Южная", МКУ "Жилищно-коммунальное хозяйство" о возмещении ущерба отказать.
С решением суда ответчик НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" не согласен, в своей апелляционной жалобе просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебном заседании апелляционной инстанции Сапожников В.М, представители ООО "УКЖФ "Южная", МКУ "Жилищно-коммунальное хозяйство", ООО "ВАРС", НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области", надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не присутствовали, судебная коллегия определиларассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, приходит к следующему.
Решение суда проверяется в апелляционном порядке по доводам жалобы только в части удовлетворения иска Сапожникова В.М. к НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" о возмещении ущерба, поскольку в другой части истцом оно не обжалуется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сапожников В.М. является собственником квартиры N 47, расположенной по адресу: (адрес)
По договору N 36 от 03.06.2016 года функции технического заказчика по оказанию услуг и (или) выполнению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014-2043 годах" на 2014-2016 года, в отношении многоквартирного дома по адресу: (адрес) НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" переданы МКУ "Жилищно-коммунальное хозяйство".
Согласно договору МКУ "ЖКХ" осуществляет функции по организации и проведении конкурсной процедуры по отбору подрядных организаций на проведение строительно-монтажных работ.
В соответствии с договором N 36 от 03.06.2016 года МКУ ЖКХ заключило договор подряда от 15.08.2016 года, б/н с ООО "Варс" на осуществление строительно-монтажных работ по капитальному ремонту крыши в указанном многоквартирном доме.
19.12.2016 года в период проведения капитального ремонта крыши произошло затопление принадлежащей истцу квартиры, что подтверждается актом обследования от 19.12.2016 года, составленным инженером ООО "УКЖФ "Южная" Никифоровой Е.П. в присутствии жителей, проживающих в квартире по адресу: (адрес). В результате осмотра установлено следующее: квартира расположенная на 9 этаже, девятиэтажного дома по адресу: (адрес), спальня-потолок (ошпаклеваны, окрашены водоэмульсионной белой краской) пятна темного цвета общей площадью 1 кв.м, стены- обои (простые) пятна, общей площадью 1 кв.м, зал - стены (фотообои) отслоение общей площадью 1,5 кв.м, прихожая-потолок (ошпаклеван, окрашен водоэмульсионной краской) общей площадь 1 кв.м. пятна темного цвета, стены-обои пятна темного цвета общей площадью 1 кв.м. залитие произошло с кровли, в результате капитального ремонта, заказчиком работ является МКУ ЖКХ города.
21.02.2017 года был составлен акт обследования причин и последствий залива жилого помещения по адресу: (адрес), согласно которому помещению квартиры N 47 нанесены следующие повреждения. Квартира расположена на девятом этаже многоквартирного дома. Туалет - потолок (водоэмульсионная краска) мокрые пятна площадь 1 кв.м, стены (обои бумажные) отслоение площадь 1,5 кв.м. Ванная комната-потолок (водоэмульсионная краска) мокрые пятна площадь 1 кв.м. Жилая комната N 1- стены (обои хорошего качества) отслоение (мокрые) общей площадью 2 кв.м. Жилая комната N 2-потолок(окрашен водоэмульсионной краской) мокрое темное пятно площадь 1 кв.м. Стены(обои бумажные) мокрые отслоение, площадь 1,5 кв.м. Прихожая - обои отслоение площадь 2 кв.м, влажные. Кухня-потолок-плитка ПВХ отслоение 2 шт, стены - мокрые пятна, общей площадью 1 кв.м. Зал - стены (фото обои) отслоение, площадь 2 кв.м, потолок плитка ПВХ отслоение- 3 шт, провисло-5 шт.
Согласно заключению ООО "Кротон" N 84 от 21.03.2017 года рыночная стоимость работ и материалов, необходимых для устранения ущерба, причиненного внутренней отделке квартиры N 47, расположенной по адресу: (адрес), с учетом физического износа составляет 89 341 руб.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с ч. 2 ст. 1064 ГК РФ законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии со статьями 22, 23 Закона Оренбургской области 12.09.2013 года N 1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" в целях организации финансового обеспечения капитального ремонта многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Оренбургской области создается один региональный оператор на основании постановления Правительства Оренбургской области.
На территории Оренбургской области для выполнения указанных целей, в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 03.07.2012 г. N 562-п создана некоммерческая организация "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области".
Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) выполненных работ требованиям проектной документации, осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3,4,5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена частью 5 статьи 178 и частью 1 статьи 188 Жилищного кодекса Российской Федерации
Согласно п. 5 ст. 178 ЖК РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.
Вместе с тем частью 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика.
В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (часть 5 статьи 178, часть 1 статьи 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение, как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса РФ), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.
Разрешая спор и удовлетворяя иск Сапожникова В.М. в части возмещения материального вреда от залива квартиры при проведении капитального ремонта кровли МКД, суд первой инстанции, применяя указанные выше нормы права, с учетом установленных обстоятельств дела пришел к обоснованному выводу о том, что ответственность за последствия ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, перед собственниками помещений в силу закона несет региональный оператор - Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области, в связи с чем взыскал с Фонда в пользу истца в счет возмещения причиненного подрядчиком материального ущерба стоимость восстановительного ремонта поврежденного жилого помещения истца в соответствии с заключением эксперта.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что надлежащим ответчиком по данному спору должна выступать подрядная организация ООО "ВАРС" - причинитель вреда судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку они противоречат требованиям части 6 статьи 182 ЖК РФ, прямо указывающей на ответственность регионального оператора, возникающую за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.
Возникшие между сторонами правоотношения регулируются нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, которые нормам Гражданского кодекса Российской Федерации не противоречат. Возложение обязанности по возмещению ущерба, причиненного истцу на НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" не исключает гражданско-правовой ответственности подрядчика за недостатки выполненных работ непосредственно перед заказчиком.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы Фонда судебная коллегия не усматривает.
Судом правильно установлен характер спорных правоотношений, верно применены нормы материального права при разрешении дела по существу и не допущено нарушения норм гражданского процессуального права при правовой оценке представленных доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 12 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.