Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Федотовой Е.В,
судей областного суда Синельниковой Л.В, Малкова А.И,
при секретаре Мишустиной Н.С,
рассмотрела 06 февраля 2018 года в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" на решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 16 ноября 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Саликовой Г.И. к некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" о взыскании денежных средств в возмещение материального ущерба.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В, оценив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Саликова Г.И. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением к НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области", указав, что согласно договору подряда N 69/2016 от 27 июля 2016 года в августе 2016 года ООО "Ремонтно - Строительный центр" начало капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: (адрес). При проведении капитального ремонта крыши, были произведены работы по разборке кровли рулонных материалов, пароизоляции, выравнивающих цементно - песчаных стяжек до плит покрытия. В результате многодневных сильных дождей протекла крыша и была залита квартира N 59 по указанному выше адресу. От влаги испортилась мебель, ковер, находящиеся в квартире, намок линолеум, стены, потолок, обои, отстала потолочная плитка, вспучилась побелка.
В связи с вышеизложенным, Саликова Г.И. просила взыскать с НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" в свою пользу денежные средства в возмещение материального ущерба в размере 67 112 руб.
При рассмотрении дела суд постановилрешение, которым исковые требования Саликовой Г.И. удовлетворил.
Суд постановил:
взыскать с НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" в пользу Саликовой Г.И. 67 112 руб. в возмещение ущерба от повреждения имущества; 5 227 руб. в возмещение расходов по оценке ущерба; 5 000 руб. за оплату услуг представителя; 2 214 руб. за оплату государственной пошлины.
С решением суда НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" не согласна и в своей апелляционной жалобе просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебном заседании апелляционной инстанции Саликова Г.И, представители НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" и ООО "Ремонтно-строительный Центр", надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не присутствовали, судебная коллегия определиларассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Саликова Г.И. является собственником квартиры N 59, расположенной по адресу: (адрес)
В рамках реализации региональной программы "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014-2043 годах" на 2014-2016 годы, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20 июня 2014 года, предусмотрен капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: (адрес)
Для проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: (адрес) между НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" и ООО "Ремонтно-строительный Центр" был заключен договор подряда от 27 июля 2016 года N 69/2016. Как следует из договора подрядчиком были приняты обязательства по проведению капитального ремонта крыши указанного многоквартирного дома.
Обслуживание многоквартирного дома N5 по ул. М. Жукова осуществляет УК ООО "Твой дом", с которой заключен договор на управление многоквартирным домом.
29 июля 2016 г. УК ООО "Твой Дом" на основании акта передала мягкую кровлю дома Некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства" для проведения капитального ремонта.
06 августа 2016 года ООО "Ремонтно-Строительный Центр" был начат капительный ремонт крыши, срок выполнения работ по капитальному ремонту крыши установлен 55 календарных дней.
Актом обследования дома N 5 по ул. М. Жукова от 10 сентября 2016г. комиссией в составе инженера ООО "Твой дом" Валявиной В.А, специалиста по работе с населением Житковой Г.А, представителя подрядной организации ООО "Ремонтно-строительный Центр" Дмитриева С.А, инспектора НО "Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области" Тындюк И.О, в присутствии представителей собственников совета многоквартирного дома подтверждается, что в ходе ремонта был произведен демонтаж кровли крыши дома вплоть до бетонных плит перекрытия крыши и 09 сентября 2016г. атмосферными осадками, была затоплена квартира N 59, принадлежащая Саликовой Г.И, находящаяся на пятом, верхнем, этаже дома. В квартире выявлены протечки воды через потолок, каналы для электропроводки, намокание стен, потолков, вместе с наклеенными на них декоративными покрытиями, полов, а также мебели.
Отчетом N 264-2017 об оценке размера ущерба, причиненного домашнему имуществу и элементам внутренней отделке помещений квартиры N 59, расположенной по адресу: (адрес) подтверждается, что на восстановление частей жилого помещения и имущества нужно затратить 67 112 руб.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее- ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с ч. 2 ст. 1064 ГК РФ законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии со статьями 22, 23 Закона Оренбургской области 12.09.2013 года N 1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" в целях организации финансового обеспечения капитального ремонта многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Оренбургской области создается один региональный оператор на основании постановления Правительства Оренбургской области.
На территории Оренбургской области для выполнения указанных целей, в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 03.07.2012 г. N 562-п создана некоммерческая организация "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области".
Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации ( далее -ЖК РФ) функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) выполненных работ требованиям проектной документации, осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3,4,5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена частью 5 статьи 178 и частью 1 статьи 188 ЖК РФ.
Согласно п. 5 ст. 178 ЖК РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.
Вместе с тем частью 6 статьи 182 ЖК РФ установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика.
В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (часть 5 статьи 178, часть 1 статьи 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение, как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 ЖК РФ, при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.
Разрешая спор и удовлетворяя иск Саликовой Г.И. в части возмещения материального вреда от залива квартиры при проведении капитального ремонта кровли МКД, суд первой инстанции пришел с учетом установленных обстоятельств дела и применив указанные выше нормы права, к обоснованному выводу о том, что ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, перед собственниками помещений в силу закона несет региональный оператор - Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области, в связи с чем взыскал с Фонда в пользу истца в счет возмещения причиненного подрядчиком материального ущерба стоимость восстановительного ремонта поврежденного жилого помещения в соответствии с заключением эксперта.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что надлежащим ответчиком по данному спору должна выступать подрядная организация ООО "РСЦ" - причинитель вреда, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку они противоречат требованиям части 6 статьи 182 ЖК РФ, устанавливающей ответственность регионального оператора за убытки, причиненные подрядными организациями собственникам помещений в результате капитального ремонта общего имущества МКД, без установления вины регионального оператора.
Возникшие между сторонами правоотношения регулируются нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, которые нормам Гражданского кодекса Российской Федерации не противоречат.
Возложение обязанности по возмещению ущерба истцу на НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" не исключает гражданско-правовой ответственности подрядчика за недостатки выполненных работ непосредственно перед заказчиком.
Что касается определения объема ответственности при применении к спорным правоотношениям части 6 статьи 182 ЖК РФ, то в данном случае, вопреки доводам апелляционной жалобы, необходимо исходить из общих правил ответственности должника по обязательствам, установленных главой 25 ГК РФ.
Согласно статьям 15, 393, 400 ГК РФ убытки должны возмещаться в полном объеме, если право на полное возмещение убытков не ограничено законом или договором (ограниченная ответственность).
Поскольку частью 6 статьи 182 ЖК РФ ограничение ответственности регионального оператора за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, не установлено, региональный оператор отвечает за действия подрядной организации перед собственниками в соответствии с принципом полного возмещения убытков.
Ссылка в апелляционной жалобе на судебную практику Верховного суда Республики Башкортостан, Республики Татарстан и апелляционных инстанций других регионов Российской Федерации в обоснование позиции апеллянта о том, что он является ненадлежащим ответчиком, является несостоятельной, поскольку указанные судебные акты не имеют преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы Фонда судебная коллегия не усматривает.
Судом правильно установлен характер спорных правоотношений, верно применены нормы материального права при разрешении дела по существу и не допущено нарушения норм гражданского процессуального права при правовой оценке представленных доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 16 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.