Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Васякина А.Н,
судей областного суда Полшковой Н.В, Самохиной Л.М,
при секретаре Михалевой В.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области" на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 31 октября 2017 года по гражданскому делу по иску прокурора Ленинского района города Оренбурга в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области" о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по обеспечению сохранности защитного объекта гражданской обороны, непринятии мер по его поддержанию в состоянии постоянной готовности и обязании устранить нарушения,
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Васякина А.Н, объяснения представителя ФКУ "ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области" Мотронюк В.Ю, представителей УФСИН России по Оренбургской области Дошлыгина М.В, Денисова А.А, поддержавших апелляционную жалобу, представителя Управления по ГОЧС и ПБ администрации г. Оренбурга Бакиева Р.С, прокурора Стиплина И.В, просивших в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района г.Оренбурга, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области, указав, что в ходе проверки исполнения законодательства при использовании защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Ленинского района г.Оренбурга, проведенной Прокуратурой Ленинского района г.Оренбурга по поручению прокуратуры г.Оренбурга установлено, что в оперативном управлении ответчика находится заглубленный склад - бомбоубежище, расположенное по адресу: (адрес), общей площадью *** кв.м, вместимостью 1200 человек, являющееся собственностью Российской Федерации. Установлено, что бомбоубежище находится в неудовлетворительном техническом состоянии, а именно: отсутствуют системы приточно - вытяжной вентиляции, тепло-, водо-, энергоснабжения и канализационное оборудование, нарушена система гидроизоляции и герметизации, не обеспечена защита от атмосферных осадков и поверхностных вод, отсутствуют санузлы и технически исправные резервуары с питьевой водой, что подтверждается актом проверки от 30 августа 2017 года и фотоматериалами. Истец полагает, что обязанность содержания защитного объекта гражданской обороны возложена на ответчика, в оперативном управлении которого он находится. С учетом уточнений просил суд признать незаконным бездействие ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области, выразившееся в неисполнении обязанности по обеспечению сохранности объекта гражданской обороны, непринятии мер по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; обязать ответчика устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне защитной обороны: утвердить паспорт защитного сооружения; обеспечить защиту защитного сооружения гражданской обороны от атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод; установить технически исправные резервуары с питьевой водой; оборудовать защитное сооружение санузлами; провести окраску помещений; привести в исправное техническое состояние инженерно - техническое и специальное оборудование, обеспечивающее вентиляцию в защитном сооружении.
Определением суда от 12 октября 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены УФСИН России по Оренбургской области, Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации г. Оренбурга.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Оренбурга Ахмайзянова Л.И. поддержала уточненные исковые требования.
В судебном заседании представитель ответчика - ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области Мотронюк В.Ю, действующая на основании доверенности, возражала против требований иска.
Представитель третьего лица - УФСИН России по Оренбургской области Мажура С.А, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований истца.
Представитель третьего лица - Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации г.Оренбурга Бакиев Р.С, действующий на основании доверенности, полагал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица - ТУ Росимущества в Оренбургской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал на обоснованность требований иска, просил его удовлетворить и рассмотреть дело в свое отсутствие.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 31 октября 2017 года исковые требования прокурора Ленинского района г. Оренбурга удовлетворены.
В апелляционной жалобе ФКУ "ИК-8" УФСИН России по Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса РФ определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05 января 1998 года N3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права N от (дата) года на основании распоряжений ТУФА по УГИ от 11 ноября 2005 года N964-р "О передаче с баланса на баланс федерального имущества" и от 24 февраля 2010 года N128-р "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области от 11 ноября 2005 года N964-р "О передаче с баланса на баланс федерального имущества", на праве оперативного управления ФБУ "ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области" принадлежит здание заготовительно -термическое отделение - мельница, заглубленный склад - бомбоубежище, здание бытовых помещений механического цеха, здание отделения механической обработки, назначение: нежилое, 1-2 этажное (подземных этажей - подвал), общей площадью *** кв.м, с инвентарным N, литер ***, по адресу: (адрес)
Из указанных распоряжений следует, что вышеназванный объект недвижимого имущества является государственной собственностью Российской Федерации, переданы с баланса ГКП Учреждения ЮК-25/8 ГУИН Минюста России по УИН Оренбургской области на баланс ФГУ "Учреждение ЮК-25/8 УФСИН России по Оренбургской области.
Согласно инвентаризационной карточке защитного сооружения гражданской обороны N, подписанной начальником ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области подполковником внутренней службы ФИО11 (дата заполнения (дата)), защитное сооружение гражданской обороны - убежище, общей площадью *** кв.м. и вместимостью 1200 человек, являющееся федеральной собственностью, находится на балансе ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области на праве оперативного управления, требующее капитального ремонта. Имеется указание на наличие паспорта убежища N.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в здании, расположенном по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, гора Сулак, расположено защитное сооружение гражданской обороны - бомбоубежище, относящееся к объекту гражданской обороны, являющееся федеральной собственностью и закреплено на праве оперативного управления за ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области.
Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время для их поддержания в состоянии готовности к использованию установлен и утвержден ст.ст. 2, 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года N1309, Приказом МЧС РФ от 21 июля 2005 года N575, Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N583.
Требования к содержанию защитных сооружений гражданской обороны установлены СНиП II-11-77 "Защитные сооружения гражданской обороны", утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 13 октября 1977 года N158.
Между тем, согласно результатам, полученным в ходе выездной проверки прокуратуры Ленинского района г. Оренбурга совместно со специалистами Управления гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации г. Оренбурга в присутствии представителя балансодержателя, изложенным в акте проверки от 30 августа 2017 года с приложенными фотоматериалами, было установлено, что защитное сооружение гражданской обороны, расположенное в подвальном помещении здания, находящегося в эксплуатации ответчика находится в неудовлетворительном состоянии: отсутствуют санузлы и резервуары для воды, системы приточно- вытяжной вентиляции, теплоснабжения, водоснабжения, энергоснабжение и канализационное оборудование, нарушена система гидроизоляции, сооружение подтоплено грунтовыми водами, в помещении сыро и влажно, что свидетельствует об ограниченной готовности убежища и необходимости капитального ремонта, на что также имеется указание и в инвентаризационной карточке убежища.
Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции, пришел к верному выводу, что поскольку защитное сооружение гражданской обороны - убежище (заглубленный склад - бомбоубежище) находится на балансе ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области на праве оперативного управления, то у ответчика с момента регистрации права возникла обязанность по его содержанию, а с учетом специфики спорного объекта недвижимости и его специального назначения, и обязанность по поддержанию его как защитное сооружение гражданской обороны в мирное время с соблюдением правил и норм, установленных законодательством о гражданской обороне.
Кроме того, проверкой установлено, что в нарушение Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны на вышеуказанный объект гражданской обороны отсутствует паспорт ЗС ГО.
При этом, неисполнение ответчиком требований законодательства о надлежащем содержании данного защитного сооружения нарушает права собственника Российской Федерации и неопределенного круга лиц на возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Ленинского района г. Оренбурга в полном объеме, суд исходил из того, что спорное защитное сооружение не утратило своего статуса защитного сооружения гражданской обороны, не подлежит списанию, тогда как установленные проверкой нарушения и технические неисправности подлежат устранению с возложением данной обязанности на ответчика.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, тогда как доводы апелляционной жалобы о том, что при передаче здания в оперативное управление ответчика не было указания на наличие в нем защитных сооружений гражданской обороны, судебная коллегия полагает неосновательными, поскольку такие доводы опровергаются материалами дела: свидетельством о государственной регистрации права, кадастровыми паспортами здания, инвентаризационной карточкой.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 31 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.