Оренбургский областной суд в составе:
судьи Оренбургского областного суда Селютиной И.Ф,
при секретаре Ершовой О.М.
с участием представителя административного истца Бекмурзиной Э.Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авангард плюс" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, администрации города Оренбурга об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Авангард плюс" обратилось в суд с названным административным исковым заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области, указав, что являлось собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: (адрес). 30 ноября 2016 года на основе указанного участка образованы (путем разделения на два земельных участка) земельные участки с кадастровыми номерами N и N.
Установленная по состоянию на 18 сентября 2015 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке в размере 6 744 000 рублей. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы истца, поскольку повлекло увеличение налоговых обязательств.
Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, в размере его рыночной стоимости на период с 18 сентября 2015 года до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Определением Оренбургского областного суда от 24 ноября 2017 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление Росреестра по Оренбургской области, администрация г. Оренбурга, качестве заинтересованного лица - Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Авангард плюс" Бекмурзина Э.Р, действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала.
Представители административных ответчиков Управления Росреестра по Оренбургской области, администрации г. Оренбурга, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области, заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, принимая во внимание представленные отзывы на административное исковое заявление, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 года N 1122-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, входящих в Оренбургской области, по состоянию на 1 января 2012 года.
31 декабря 2012 года на основании приложения N 4 к названному постановлению актуализированы сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 14 881 256,22 рублей.
18 сентября 2015 года на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 73 647 650,94 рублей в связи с учетом изменений разрешенного использования земельного участка.
Постановлением администрации г. Оренбурга от 29 ноября 2016 года N 3698-п кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена в размере 36 666 450,96 рублей по состоянию на 1 января 2016 года.
Из материалов дела следует, что ООО "Авангард плюс" являлось собственником земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: (адрес), с 6 июля 2006 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 6 июля 2006 года. Право собственности на земельный участок прекращено 9 ноября 2016 года ввиду снятия объекта с кадастрового учета, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 5 июля 2017 года.
Оспариваемая в настоящем административном деле кадастровая стоимость земельного участка является архивной, так как в связи с разделением 9 ноября 2016 года земельный участок с кадастровым номером N перестал существовать, на его основе образованы (путем разделения на два земельных участка) земельные участки с кадастровыми номерами N и N. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о её утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с абзацем 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения в соответствии с нормами, установленными земельным и гражданским законодательством в Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Суд полагает, что на день рассмотрения настоящего дела в суде за ООО "Авангард плюс" сохраняется право на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости, поскольку эта стоимость будет иметь значение при оспаривании расчёта налоговых обязательств за 2016 год.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный оценщиком ООО "Оренбургская судебно-стоимостная экспертиза" Лобановой Л.В.
Отчетом N 177 от 24 июля 2017 года определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 18 сентября 2015 года в размере 6 744 000 рублей.
ООО "Авангард плюс" с соблюдением требований статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" 20 ноября 2017 года обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Оренбургской области (далее - Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.
Уведомлением Комиссии от 21 ноября 2017 года N 56-02/2017-3284 заявление не принято к рассмотрению в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером N снят с кадастрового учета 9 ноября 2016 года и считается архивным.
Для устранения возникших сомнений в правильности отчета, учитывая имеющиеся в деле замечания к отчету, определением Оренбургского областного суда от 11 декабря 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Авантаж" Рыбаковой Ю.А. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В соответствии с заключением эксперта N 223 от 16 января 2018 года отчет N 177 от 24 июля 2017 года, составленный оценщиком ООО "Оренбургская судебно-стоимостная экспертиза" Л., о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 6 744 000 рублей соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Заключение судебной экспертизы никем не оспаривалось, составлено лицом, обладающим правом на проведение судебных экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, и на основании этого исследования даны ответы на поставленный вопрос. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив заключение эксперта от 16 января 2018 года по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами.
Существенное завышение архивной кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью влечет для административного истца увеличение размера налоговых обязательств, что нарушает его права.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельных участков определена на дату определения их кадастровой стоимости.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Поскольку ООО "Авангарод плюс" обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 20 ноября 2017 года, датой подачи заявления следует считать 20 ноября 2017 года.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Авангард плюс" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, администрации города Оренбурга об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости - удовлетворить.
Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: (адрес), равной его рыночной стоимости на период с 18 сентября 2015 года по 1 января 2016 года в размере 6 744 000 рублей.
Датой подачи заявления считать 20 ноября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда И.Ф. Селютина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.