Оренбургский областной суд в составе:
судьи Оренбургского областного суда Селютиной И.Ф,
при секретаре Ершовой О.М.
с участием представителя административного истца Федоренко И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива Гринцова С.Ф. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, администрации города Оренбурга об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
СПК Гринцова С.Ф. обратился в суд с названным административным исковым заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: (адрес)
Установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке в размере 2 091 000 рублей. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.
Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости за период с 1 января 2017 года по 17 июля 2017 года.
Определением Оренбургского областного суда от 28 ноября 2017 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление Росреестра по Оренбургской области, администрация г. Оренбурга, качестве заинтересованного лица - Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
В судебном заседании представитель административного истца СПК Гринцова С.Ф. - Федоренко И.В, действующий на основании доверенности, административные исковые требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости за период с 1 января 2016 года по 17 июля 2017 года.
Представители административных ответчиков Управления Росреестра по Оренбургской области, администрации г. Оренбурга, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области, заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, принимая во внимание представленные отзывы на административное исковое заявление, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Постановлением администрации г. Оренбурга от 29 ноября 2016 года N 3698-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, входящих в состав МО г. Оренбург, по состоянию на 1 января 2016 года.
Из материалов дела следует, что СПК Гринцова С.Ф. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: (адрес), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 14 ноября 2017 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 12 сентября 2017 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена по состоянию на 1 января 2016 года в размере 153 655 963,44 рубля.
По состоянию на 26 июня 2017 года площадь названного земельного участка составляла *** кв.м.
18 июля 2017 года на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и межевого плана в сведения о земельном участке внесены изменения, площадь участка составила *** кв.м. пропорционально изменению площади был осуществлен перерасчет кадастровой стоимости земельного участка, которая с 18 июля 2017 года составляет 169 067 339,28 рублей.
Таким образом, оспариваемая в настоящем дела кадастровая стоимость земельного участка в размере 153 655 963,44 рублей, установленная на период с 1 января 2016 года по 17 июля 2017 года, является архивной. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об утверждении кадастровой стоимости предметом оспаривания не являются.
В соответствии с абзацем 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения в соответствии с нормами, установленными земельным и гражданским законодательством в Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Суд полагает, что на день рассмотрения настоящего дела в суде за СПК Гринцова С.Ф. сохраняется право на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости, поскольку эта стоимость будет иметь значение для расчёта налоговых обязательств за 2017 год.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный оценщиками ООО "Оценочная компания Чернева" Ч., С.
Отчетом N 114/17 от 30 августа 2017 года определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2016 года в размере 2 091 000 рублей.
Административный истец с соблюдением требований статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" 31 октября 2017 года обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Оренбургской области (далее - Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Уведомлением Комиссии от 3 ноября 2017 года N 56-02/2017-3133 заявление не принято к рассмотрению, поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N изменена 18 июля 2017 года в связи с изменением площади объекта.
Учитывая имеющиеся в деле замечания к отчету, представленные Управлением Росреестра по Оренбургской области, определением Оренбургского областного суда от 18 декабря 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Авантаж" Рыбаковой Ю.А. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В соответствии с заключением эксперта N 224 от 16 января 2018 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 2 689 000 рублей.
Заключение судебной экспертизы никем не оспаривалось, составлено лицом, обладающим правом на проведение судебных экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, и на основании этого исследования даны ответы на поставленный вопрос. Эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив заключение эксперта от 16 января 2018 года по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами.
Существенное завышение архивной кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью влечет для административного истца увеличение размера налоговых обязательств, что нарушает его права.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельных участков определена на дату определения их кадастровой стоимости, то есть на 1 января 2016 года.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка является архивной, установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению на период ее актуальности - с 1 января 2017 года по 17 июля 2017 года.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Поскольку СПК Гринцова С.Ф. обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 3 ноября 2017 года, датой подачи заявления следует считать 3 ноября 2017 года.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление сельскохозяйственного производственного кооператива Гринцова С.Ф. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, администрации города Оренбурга об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости - удовлетворить.
Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: (адрес), равной его рыночной стоимости в размере 2 689 000 рублей по состоянию на 1 января 2016 года на период с 1 января 2017 года по 17 июля 2017 года.
Датой подачи заявления считать 14 ноября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда И.Ф. Селютина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.