Заместитель председателя Оренбургского областного суда Кужабаев М.Д., рассмотрев жалобу государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области А.Ю.Б. на вступившее в законную силу решение судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 04 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГУП Оренбургской области "Орский лесхоз",
установил:
постановлением государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 01 августа 2017 года N *** производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ГУП Оренбургской области "Орский лесхоз" прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ, объявлено устное замечание.
Решением судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 04 сентября 2017 года постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 01 августа 2017 года N *** отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, должностное лицо просит об отмене судебного решения и принятии по делу нового решения об оставлении постановления должностного лица административного органа без изменения.
ГУП Оренбургской области "Орский лесхоз" в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ направлены копия жалобы должностного лица на указанное судебное решение и извещение о подаче этой жалобы. В установленный срок возражения на жалобу в Оренбургский областной суд не поступили.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Советского района г. Орска Оренбургской области в соответствии с планом работы в период с 21 ноября 2016 года по 21 февраля 2017 года проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности в отношении ГУП Оренбургской области "Орский лесхоз", расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Орск, пер. Парковый, д. 9.
В ходе проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в частности установлено, что паспорта отходов I-IV класса опасности не разработаны; не ведется отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов; неизменность производственного процесса своевременно не подтверждена техническим отчетом о неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Результаты проверки послужили основанием для вынесения прокурором Советского района г. Орска Оренбургской области постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ГУП Оренбургской области "Орский лесхоз" по ст. 8.2 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь нормами КоАП РФ, Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", государственный инспектор Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области установилналичие в действиях ГУП Оренбургской области "Орский лесхоз" признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Указав на отсутствие ущерба, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, негативных последствий для интересов граждан, общества и государства, а также на то, что ранее учреждение не привлекалось к административной ответственности, должностное лицо посчитало возможным освободить ГУП Оренбургской области "Орский лесхоз" от ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Решением судья районного суда постановление должностного лица отменено со ссылкой на допущенные существенные нарушения процессуальных требований.
Оснований для отмены судебного решения не имеется по следующим основаниям.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя из правовой позиции, сформированной Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 постановления от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительным, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
В постановлении о прекращении производства по делу должны быть отражены мотивы, по которым административное правонарушение признано малозначительным, с приведением исследованных в процессе рассмотрения дела доказательств, оценка которых позволила прийти к выводу о возможности освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Соответствующий правовой подход выражен в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 сентября 2014 года.
Как правильно указано судьей районного суда в нарушение приведенных положений, выводы, на основании которых административное правонарушение признано малозначительным, надлежащим образом должностным лицом не обоснованы.
Ведение паспортов отходов I-IV класса опасности и отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов, а также подтверждение неизменности производственного процесса соответствующим техническим отчетом установлено в целях обеспечения поддержания экологического благополучия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, восстановления природной среды.
Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе принципов соблюдения гарантированного Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности и возмещения вреда окружающей среде.
Прекращая производство по делу на основании ст. 2.9 КоАП РФ, должностное лицо констатировало только факт отсутствия ущерба, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и негативных последствий для интересов граждан, общества и государства. При этом мотивы с приведением исследованных в процессе рассмотрения дела доказательств, оценка которых позволила прийти к выводу о возможности освободить ГУП Оренбургской области "Орский лесхоз" от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, не приведены.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были. Такое разрешение дела не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Кроме того, одним из мотивов, по которым ГУП Оренбургской области "Орский лесхоз" освобождено от ответственности, названо совершение правонарушения впервые. Однако такое обстоятельство в силу ч. 2 и ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитывается при назначении административного наказания в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, и не является обстоятельством, характеризующим малозначительность.
Исходя из положений ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года) произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в п. 2 ст. 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Допущенные должностным лицом процессуальные нарушения носят существенный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 01 августа 2017 года N *** обоснованно отменено.
С учетом того, что на момент рассмотрения протеста прокурора в Советском районном суде г. Орска Оренбургской области срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, дело в соответствии с требованиями п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ правильно было направлено на новое рассмотрение в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Исходя из изложенного, оснований для отмены или изменения решения судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 04 сентября 2017 года не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановил:
решение судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 04 сентября 2017 года, вынесенное в отношении ГУП Оренбургской области "Орский лесхоз" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области А.Ю.Б. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.