Судья Липецкого областного суда Долбнин А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Поздняковой ФИО15 на постановление мс N по делу об административном правонарушении начальника ОВМ ОМВД России по г.Ельцу ФИО7 от 01 декабря 2017 г., решение судьи Елецкого городского суда Липецкой области от 10 января 2018 г., вынесенные в отношении Поздняковой ФИО15 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мс N по делу об административном правонарушении начальника ОВМ ОМВД России по г.Ельцу ФИО7 от 01 декабря 2017 г, оставленным без изменения решением судьи Елецкого городского суда Липецкой области от 10 января 2018 г, Позднякова ФИО15 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.9 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40000 руб.
В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, Позднякова Т.В. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица административного органа и судебного акта, вынесенных в ее отношении по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными и необоснованными, и просит прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Поздняковой Т.В, ее защитника Савченко О.Е, поддержавших жалобу, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно части 1 статьи 18.9 КоАП РФ нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ (ред. от 28 ноября 2015 г, с изм. от 19 июля 2017 г.) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
В силу части 3 статьи 23 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ при убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания администрация указанных организаций обязана не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина, в установленном порядке уведомить об этом орган миграционного учета.
Согласно пункту 44 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 N 9 (ред. от 26 октября 2016г.) "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее Правила) по прибытии иностранного гражданина в организацию, оказывающую гостиничные услуги (за исключением гостиниц), в санаторий, дом отдыха, пансионат, в детский оздоровительный лагерь, на туристскую базу, в кемпинг, медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, либо в учреждение, исполняющее административное наказание, администрация соответствующей организации (учреждения) обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, уведомить территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации о прибытии иностранного гражданина путем направления (передачи) уведомления о прибытии для его постановки на учет по месту пребывания.
При убытии иностранного гражданина из организации (учреждения) из числа указанных в пункте 44 настоящих Правил администрация соответствующей организации (учреждения) обязана не позднее 12 часов дня, следующего за днем убытия иностранного гражданина, уведомить об этом территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации путем направления (передачи) отрывной части бланка уведомления о прибытии для его снятия с учета по месту пребывания. Уведомление территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации администрациями указанных организаций и учреждений об убытии иностранного гражданина из места пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (пункт 45 Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19 ноября 2017 г. в Российскую Федерацию прибыл иностранный гражданин - гражданин Республики Беларусь Счастный Е.В, уведомление о прибытии N 141, в котором содержатся сведения о месте его пребывания: Липецкая "адрес"; сведения о принимающей стороне - АО "Энергия" гостиница "Гранд Елец", указан срок пребывания до 20 ноября 2017 г. 01 декабря 2017 г. в 16 час. 00 мин. отделом по вопросам миграции ОМВД России по г. Ельцу Липецкой области выявлено должностное лицо - заведующий производством структурного подразделения АО "Энергия" гостиница "Гранд Елец", расположенная по адресу: "адрес" Позднякова Т.В, ДД.ММ.ГГГГ г.р, которая, являясь принимающей стороной - должностным лицом юридического лица, обеспечивающей обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства выполняющей обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного поезда через территорию РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия данного гражданина, не подала уведомления об убытии иностранных граждан: Республики Беларусь - ФИО2, с места пребывания по адресу: "адрес" - 22 ноября 2017 г, тем самым нарушила требования части 3 статьи 23 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Поздняковой Т.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом АА N об административном правонарушении от 01 декабря 2017 г. (л.д.26); приказом генерального директора Акционерного общества "Энергия" от ДД.ММ.ГГГГ N-ок, которым на время болезни директора гостиницы "Гранд Елец" ФИО9 с 20 ноября 2017 г. исполнение ее обязанностей возложено на заведующего производством гостиницы "Гранд Елец" Позднякову Т.В. (л.д. 7); копией уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства N (л.д. 4) и иными материалами дела.
Проверив собранные доказательства и дав им оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, судья Елецкого городского суда пришел к выводу о доказанности вины Поздняковой Т.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.9 КоАП РФ.
Оставляя без изменения постановление должностного лица, судья пришел к выводу о доказанности факта совершения правонарушения и достаточности доказательств в подтверждении этого вывода.
Однако данный вывод является преждевременным, поскольку постановлен без выяснения всех юридически значимых обстоятельств по данному делу для вывода о наличии в действиях Поздняковой Т.В. вмененного состава правонарушения.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
В судебном заседании 08 февраля 2018 г. Позднякова Т.В. пояснила, что 01 декабря 2017 г. через водителя ее пригласили в ОВМ ОМВД России по г. Ельцу для беседы, не сообщив причину, никакого документа о вызове не передали. В отделе сотрудник ФИО10 сразу указала о нарушение, несообщении об убытии иностранного гражданина, предложила подписать два документа постановление и составленный протокол. Позднякова Т.В. отказалась его подписать, поскольку ей требовалась юридическая помощь.
Аналогичные пояснения ФИО1 давала в судебном заседании 10 января 2018 г, не оспаривая, что 01 декабря 2017 г. она присутствовала при составлении протокола об административном правонарушении, от подписи в протоколе она отказалась, поскольку нуждалась в помощи защитника, после составления протокола ей не сообщили когда будет рассмотрено дело и вынесено постановление (л.д. 48-50).
Также о наличии заявления Поздняковой Т.В. необходимости консультации с юристом до подписания протокола об административном правонарушении в судебном заседании 10 января 2018 г. подтвердила представитель отдела по вопросам миграции ОВМ ОМВД России по г. Ельцу ФИО11 (л.д. 48-50).
В судебном заседании 15 февраля 2018 г. представитель отдела по вопросам миграции ОВМ ОМВД России по г. Ельцу ФИО11, допрошенная в качестве свидетеля, пояснила, что ей со слов стало известно о вызове Поздняковой Т.В. в отдел для составления протокола по телефону, был ли этот вызов в тот же день, а именно 01 декабря 2017 г, ответить затруднилась.
Протокол АА N об административном правонарушении от 01 декабря 2017 г. составлен в присутствии Поздняковой Т.В, которой были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ (знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, услугами переводчика), положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, однако от подписи, от дачи объяснений, от подписи в ознакомлении с содержанием всех материалов дела, в получении копии протокола и уведомлении о месте и времени рассмотрения дела Позднякова Т.В. в присутствии ФИО12 и ФИО13 отказалась, о чем имеются подписи указанных лиц (л.д.26).
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Часть 1 статьи 25.15 КоАП РФ предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, постановление мс N об административном правонарушении вынесено 01 декабря 2017 г. начальником ОВМ ОМВД России по г. Ельцу подполковником полиции ФИО7 в отсутствие Поздняковой Т.М. или защитника, однако в постановлении указано, что личность Поздняковой Т.М. установлена, в переводчике не нуждается (л.д. 27- 28).
Судьей Елецкого городского суда Липецкой области не дана оценка порядка рассмотрения должностным лицом дела об административном правонарушении в отношении Поздняковой Т.В, не проверено насколько было реализовано право Поздняковой Т.В. на защиту в ходе производства по делу.
Отмеченные процессуальные нарушения не позволили судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Елецкого городского суда Липецкой области от 10 января 2018 г, вынесенное в отношении Поздняковой ФИО15 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, дело - возвращению в Елецкий городской суд Липецкой области на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу Поздняковой ФИО15 удовлетворить частично.
Решение судьи Елецкого городского суда Липецкой области от 10 января 2018 г, вынесенное в отношении Поздняковой ФИО15 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить в Елецкий городской суд Липецкой области на новое рассмотрение
Судья А.И. Долбнин
5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.