судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
Председательствующего Торговченковой О.В,
судей Давыдовой Н.А, Малыка В.Н,
при секретаре Сырых К.Д,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Лелявина Андрея Викторовича и по апелляционному представлению прокурора Советского района г. Липецка на решение Советского районного суда г. Липецка от 13 декабря 2017 года, которым постановлено:
"прокурору Советского района г. Липецка в интересах Лелявина Андрея Викторовича к администрации г.Липецка об отмене постановления и восстановлении в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, отказать".
Заслушав доклад судьи Давыдовой Н.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Советского района г. Липецка обратился в суд с иском в интересах Лелявина А.В. к администрации г. Липецка об отмене постановления и восстановлении в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что Лелявин А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, распоряжением заместителя главы администрации г. Липецка от 23.05.2003г. N 732-р был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением, и был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Липецка от 28 июля 2016 года Лелявину А.В. в удовлетворении исковых требований к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, администрации г. Липецка о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения отказано.
Постановлением главы администрации г. Липецка от 20 января 2017 года N 41 Лелявин А.В. исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Полагая данное постановление незаконным, истец просил суд возложить на администрацию г. Липецка обязанность отменить указанное постановление в части исключения строки 6 из приложения к постановлению администрации г. Липецка от 31.03.2016г. N 516 "Об утверждении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями", восстановить Лелявина А.В. в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Представитель ответчика иск не признала, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для его удовлетворения.
Представитель третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области в суд не явился.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе истец и в апелляционном представлении прокурор просят решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Выслушав объяснения прокурора и Лелявина А.В, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Статьей 1 вышеназванного Федерального закона определено понятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе предоставление жилья по договорам специализированного найма.
В соответствии с указанной нормой, к такой категории относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Согласно статье 9.1. Закона Липецкой области от 6 июня 2007 года N 54-03 "О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области", исполнительный орган государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона, без учета членов их семьи, предоставляет на основании сводного списка, представленного исполнительным органом государственной власти области в сфере образования, в порядке очередности с учетом положений абзаца второго части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Исполнительный орган государственной власти области в сфере образования формирует сводный список на основании уточненных списков органов местного самоуправления, сформированных в порядке, установленном приложением 4 к настоящему Закону, исходя из даты и времени подачи заявления, и представляет их в исполнительный орган государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства в срок до 1 мая текущего года по форме, установленной приложением 3 к Порядку формирования органами местного самоуправления списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В силу пункта 2 статьи 9.2 указанного закона исполнительный орган государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства издает правовой акт о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона, в соответствии со сводным списком и на основании представляемых указанными лицами обновленных документов.
Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из материалов дела, Лелявин А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в мае 2003 года, то есть по достижении 35 лет, обратился в администрацию г. Липецка с заявлением о постановке его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением, и распоряжением заместителя главы администрации г. Липецка N 732-р от 23 мая 2003 года был принят на указанный учет.
Постановлением главы администрации г. Липецка от 31 марта 2016 года N 516 утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по состоянию на 28 марта 2016 года, в который в числе прочих лиц включен и Лелявин А.В, значившийся в списке в строке номер 6.
Постановлением главы администрации г. Липецка от 20 января 2017 года N 41 "О внесении изменений в постановление администрации города Липецка от 31.03.2016 N 516" в вышеназванное постановление внесены изменения: в приложении к постановлению исключены строки 5 и 6, то есть Лелявин А.В. исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по состоянию на 28 марта 2016 года.
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Липецка от 28 июля 2016 года, имеющим преюдициальное значение по данному делу, Лелявину А.В. в удовлетворении исковых требований к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, администрации г. Липецка о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения было отказано.
При этом в рамках рассмотрения указанного гражданского дела судом было установлено, что с соответствующим заявлением о включении в списки детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, и с заявлением о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, истец до исполнения ему 23 лет в установленном порядке не обращался, тогда как право на предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и должно быть реализовано таким лицом до достижения возраста 23 лет, и суд, руководствуясь положениями федерального закона " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к выводу о том, что указанные обстоятельства бесспорно свидетельствуют об утрате истцом статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, и о том, что действия администрации г. Липецка по включению Лелявина А.В. в списки лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением, являются необоснованными.
В силу пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Поскольку Лелявин А.В. неправомерно был включен в списки лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением, при этом на дату обращения с соответствующим заявлением он уже утратил статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности постановления главы администрации г. Липецка от 20.01.2017 года N 41 "О внесении изменений в постановление администрации города Липецка от 31.03.2016 N 516", которым Лелявин А.В. исключен из соответствующего списка, и об отсутствии оснований для его отмены.
Доводов, имеющих основания для отмены либо изменения судебного решения, апелляционное представление и апелляционная жалоба не содержат.
Суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционное представление и апелляционная жалоба, которые не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Липецка от 13 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Лелявина Андрея Викторовича, апелляционное представление прокурора Советского района г. Липецка - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна: судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.