Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Демидчик Н.В,
судей Адушкиной И.В, Елиной Т.А,
при секретаре Крыловой Е.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 февраля 2018 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Кудашкиной В.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения в части включения в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья периодов работы в календарном исчислении, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы в льготном исчислении, по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 ноября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Елиной Т.А, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Кудашкина В.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее - ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия) о признании незаконным и отмене решения в части включения в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья периодов работы в календарном исчислении, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы в льготном исчислении.
В обоснование своих требований указала, что решением начальника ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия ей отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа. Считает отказ незаконным, поскольку ответчиком неверно включены в календарном исчислении периоды ее работы с 1 января 2002 г. по 28 февраля 2002 г, с 1 июля 2002 г. по 13 ноября 2002 г. в качестве медицинской сестры 9 отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных и недоношенных детей ГУЗ "Республиканская детская больница N1". Указанные периоды следовало включить в специальный стаж в льготном исчислении - один год работы за один год и шесть месяцев.
С данным отказом она не согласна, полагала, что периоды ее работы подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев.
Просила суд признать незаконным и отменить в части решение ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия N336132/17 от 12 октября 2017 г, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды ее работы в льготном исчислении.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 ноября 2017 г. исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным и отменено решение начальника ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия N336132/17 от 12 октября 2017 г. в части включения в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья в календарном исчислении периодов работы Кудашкиной В. А. с 1 января 2002 г. по 28 февраля 2002 г, с 1 июля 2002 г. по 13 ноября 2002 г. в качестве медицинской сестры 9 отделения реанимации и интенсивной терапии (новорожденных и недоношенных детей) ГУЗ "Республиканская детская больница N1".
На ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия возложена обязанность включить в специальный стаж Кудашкиной В.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы с 1 января 2002 г. по 28 февраля 2002 г, с 1 июля 2002 г. по 13 ноября 2002 г. в должности медицинской сестры 9 отделения реанимации и интенсивной терапии (новорожденных и недоношенных детей) ГУЗ "Республиканская детская больница N1" в льготном исчислении, как один год работы за один год и шесть месяцев.
Распределяя судебные расходы, суд взыскал с ответчика в пользу истца государственную пошлину в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкин В.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе Кудашкиной В.А. в иске, указывая, что периоды работы истца с 1 января 2002 г. по 28 февраля 2002 г, с 1 июля 2002 г. по 13 ноября 2002 г. в должности медицинской сестры 9-го отделения реанимации и интенсивной терапии (новорожденных и недоношенных детей) ГУЗ "Республиканская детская больница N1" не могут быть засчитаны в специальный стаж работы, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении, поскольку согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Перечня структурных подразделений и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, данная должность не предусмотрена (л.д. 111).
В возражениях на апелляционную жалобу истец Кудашкина В.А. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д. 117-119).
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия Чичайкина В.Ф. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании истец Кудашкина В.А, ее представитель Шукшина И.А. относительно доводов апелляционной жалобы ответчика возражали, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 29 сентября 2017 г. Кудашкина В.А. обратилась с заявлением в ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия о досрочном назначении страховой пенсии по старости по нормам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
12 октября 2017 г. решением начальника ГУ - УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия N336132/17 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", из-за отсутствия специального стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. Требуется 30 лет, имеется 29 лет 3 месяца 17 дней.
В специальный стаж в календарном исчислении засчитаны периоды работы с 1 января 2002 г. по 28 февраля 2002 г, с 1 июля 2002 г. по 31 декабря 2002 г. в должности медицинской сестры 9 отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных и недоношенных детей в ГУЗ "Республиканская детская больница N1", поскольку согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения данная должность не предусмотрена Перечнем структурных подразделений и должностей врачей среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 (л.д. 80).
Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые истцом периоды работы подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев, поскольку в данные периоды истец осуществляла лечебную деятельность в должности, предусмотренной Перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в льготном исчислении работа в течение года за один год и шесть месяцев работы в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
С данными выводами судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в частности, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Таким образом, с 1 ноября 1999 г. льготное исчисление стажа медицинских работников связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером деятельности в определенных условиях с учетом различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности структурных подразделениях лечебных учреждений.
С 1 ноября 1999 г. по 13 ноября 2002 г. (дня вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781) действовал Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и "Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N1066.
Согласно пункту 3 вышеуказанных Правил и пункту 2 Перечня право на льготное исчисление стажа (1 год за 1 год 6 мес.) предусмотрено медицинским сестрам отделения реанимации и интенсивной терапии государственных муниципальных учреждений, в том числе детской республиканской больнице.
Обжалуя решение суда, представителем ответчика указано на отсутствие должности медицинская сестра в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Вместе с тем данные доводы не могут повлечь отмену принятого решения, поскольку оспариваемые истцом периоды ее работы подлежат включению в ее специальный стаж на основании Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N1066, так как в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. 2-П при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
При этом факт работы истца в указанные периоды в должности и в учреждении, поименованных в данных Правилах подтверждается представленными и исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами: трудовой книжкой Кудашкиной В.А. (л.д. 7-8), справкой работодателя, уточняющей характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (л.д. 9), из которых следует, что с 1 января 2002 г. по 1 марта 2003 г. истец Кудашкина В.А. работала в должности медицинской сестры 9 отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных и недоношенных детей в ГУЗ "Республиканская детская больница N1".
Оспариваемые истцом периоды работы засчитаны ответчиком в специальный стаж истца в календарном исчислении.
Судом дан подробный анализ указанным доказательствам, причины согласия либо не согласия с ними, не согласиться с указанной оценкой судебная коллегия оснований не усматривает. Выводы суда в достаточной степени полно мотивированы и аргументированы, доказательства оценены судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку указанных доказательств.
Таким образом, включая в специальный стаж Кудашкиной В.А. периоды ее работы с 1 января 2002 г. по 28 февраля 2002 г, с 1 июля 2002 г. по 31 декабря 2002 г. в должности медицинской сестры 9 отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных и недоношенных детей в ГУЗ "Республиканская детская больница N1", суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что выполняемая истцом работа в указанные периоды засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения на льготных условиях.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.В. Демидчик
Судьи
И.В. Адушкина
Т.А. Елина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.