Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Демидчик Н.В,
судей Адушкиной И.В, Елиной Т.А,
при секретаре Крыловой Е.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 13 февраля 2018 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по иску Рузаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, по апелляционной жалобе представителя администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Бикчурина Г.Х. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 15 ноября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Рузаевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.
В обоснование требований указано, что в ходе проведенной проверки соблюдения природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления установлено, что в границах городского поселения Рузаевка организована несанкционированная свалка бытового, строительного мусора, отходов производства и потребления, расположенная на земельном участке по адресу: "адрес", в 40 метрах от ориентира дома "N" по направлению на северо-запад. Данная свалка представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью жителей данного поселения.
Просил суд обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку по адресу: "адрес", в 40 метрах от ориентира дома "N" по направлению на северо-запад.
Определениями Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 2 августа 2017 г. и от 29 сентября 2017 г. в качестве соответчиков привлечены администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия, соответственно.
Определением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 13 октября 2017 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия.
С учетом уточнения исковых требований истец просил суд обязать ответчиков в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенную на земельном участке по адресу: "адрес", в 40 метрах от ориентира дома "N" по направлению на северо-запад.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 15 ноября 2017 г. исковые требования Рузаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Рузаевского городского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия удовлетворены.
На администрацию Рузаевского городского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку мусора, расположенную на земельном участке с кадастровые номером "N", площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: "адрес" в 40 метрах от ориентира дома "N" по направлению на северо-запад.
Исковые требования Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки мусора, расположенной на земельном участке с кадастровым номером "N", площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: "адрес", в 40 метрах от ориентира дома "N" по направлению на северо-запад, оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, представитель администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Бикчурин Г.Х. в апелляционной жалобе просил его отменить в части возложения на администрацию городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия обязанности ликвидировать несанкционированную свалку и отказать в удовлетворении заявления в данной части. Отметил, что с 2000 года указанная территория для размещения на ней отходов не используется, бытовые отходы организованно вывозятся на разрешенный для использования полигон, расположенный в 1600 м от "адрес". Полагал, что решение суда является неисполнимым, поскольку конкретные меры (действия), которые прокурор просит обязать совершить городскую администрацию, не обозначены. Для устранения несанкционированной свалки необходимо установить конкретный объем такого участия.
В судебное заседание представитель администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явился, представлено письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия, представитель третьего лица Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили и отложить разбирательство дела суд не просили.
На основании части третьей статьи 167 и части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, заслушав пояснения представителя администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Бикчурина Г.Х, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца - прокурора Умнову Е.В. об оставлении решения суда без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 1 Федерального закона от 10 января 2002г. N 7-ФЗ (в редакции от 3 июля 2016 г.) "Об охране окружающей среды" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 марта 2017 г.) устанавливает, что охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В силу статьи 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Рузаевской межрайонной прокуратурой Республики Мордовия проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления в границах городского поселения Рузаевка.
Согласно акту от 6 июня 2017 г. проведенной проверкой выявлено наличие несанкционированной свалки бытового, строительного мусора, отходов производства и потребления, на земельном участке по адресу: "адрес", в 40 метрах от ориентира дома "N" по направлению на северо-запад. Наличие данной несанкционированной свалки представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью жителей городского поселения Рузаевка.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что несанкционированная свалка бытового, строительного мусора и отходов производства и потребления организована с 1950-1960 годов в границах городского поселения Рузаевка на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером "N", площадью "данные изъяты" кв.м по адресу: "адрес", в 40 метрах от ориентира дома "N" по направлению на северо-запад. Отходы размещены непосредственно на почву, в отсутствие специально оборудованного сооружения. При этом объект размещения отходов на указанном земельном участке в эксплуатацию не вводился, в государственный реестр объектов размещения отходов не внесен.
Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от 10 ноября 2011 г. указанный земельный участок имеет категорию земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - полигоны, свалки и другие объекты отходов потребления, сведения о правообладателе отсутствуют.
Согласно постановлению администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 13 февраля 2017 г. N46 утверждена схема расположения земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, на кадастровом плане в кадастровом квартале "N" площадью "данные изъяты" кв.м по адресу: "адрес", разрешенное использование: полигоны, свалки и другие объекты размещения отходов потребления.
Разрешая спор и возлагая на Рузаевское городское поселение Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку мусора, суд первой инстанции правомерно исходил из установленных по делу обстоятельств, правильно применил нормы материального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Пунктом 2 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Аналогичные положения содержатся в статье 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Положения данных законов следует применять с учетом положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который определяет, в том числе, круг полномочий органов местного самоуправления в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 и пунктом 14 части 1 статьи 15 названного Федерального закона N 131-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2016 г.) к вопросам местного значения городского поселения относилась организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Положения указанных пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" трактуются с 1 января 2016 г. следующим образом: к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов муниципального района - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно статье 4 Закона Республики Мордовия от 27 октября 2016 г N 80-З "О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Мордовия в области обращения с отходами производства и потребления" организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов исполнительной власти Республики Мордовия, уполномоченных Правительством Республики Мордовия в области обращения с отходами.
Пунктом 3 статьи 9 главы 2 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 октября 2017 г. N 580, определено, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, разрабатывает порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора); регулирует и контролирует деятельность региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора.
Таким образом, к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Органы публичной власти, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированной свалки на рассматриваемом земельном участке.
Удовлетворяя требования прокурора и возлагая обязанность на администрацию Рузаевского городского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия ликвидировать несанкционированную свалку, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что наличие данной несанкционированной свалки нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу безопасности окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Кроме того, судом верно указано, что администрация Рузаевского городского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия обязаны исполнить решение суда совместно, согласовав между собой порядок исполнения.
В связи с чем, довод апелляционной жалобы представителя администрации о том, что не конкретизированы меры (действия) и объем участия ответчиков по ликвидации несанкционированной свалки, является необоснованным и подлежит отклонению.
Разрешение вопроса об установлении объема несанкционированной свалки возможно и на стадии исполнения решения суда. Более того, данных о том, что с момента проверки несанкционированная свалка не захламляется и ее объемы не изменяются, ответчиком не представлено.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что с 2000 года указанная территория для размещения на ней отходов не используется, бытовые отходы организованно вывозятся на разрешенный для использования полигон, не влечет вывода о необоснованности требований прокурора, поскольку не освобождает ответчиков от обязанности обеспечивать организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, возложенную на них в силу вышеприведенных норм.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана судом с учетом требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Каких-либо нарушений норм гражданско-процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения, по настоящему делу не установлено.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права и норм процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 15 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Бикчурина Г.Х. без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Демидчик
Судьи И.В. Адушкина
Т.А. Елина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.