Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Демидчик Н.В,
судей Адушкиной И.В, Елиной Т.А,
при секретаре Крыловой Е.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 февраля 2018 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Пимоновой Е.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения в части не включения в специальный стаж периодов работы, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, по апелляционной жалобе истца Пимоновой Е.П. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 22 ноября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Елиной Т.А, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Пимонова Е.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском районе Республики Мордовия (далее - ГУ - УПФ РФ в Зубово-Полянском районе Республики Мордовия) о признании незаконным и отмене решения в части не включения в специальный стаж периодов работы, возложении обязанности включить в специальный стаж спорные периоды работы.
В обосновании исковых требований указала, что решением ГУ - УПФ РФ в Зубово-Полянском районе Республики Мордовия N296920/17 от 16 ноября 2017 г. во изменение решения N296920 от 15 сентября 2017 г. ей отказано в назначении страховой пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, дающего право на досрочную пенсию, имеется специальный стаж работы - 23 года 0 месяцев 24 дня, необходимо 25 лет.
Считает, что ответчиком неправильно исчислен специальный стаж в периоды ее работы с 11 сентября 1991 г. по 21 сентября 1992 г, с 1 августа 1994 г. по 31 октября 1999 г. - в должности медицинской сестры ГБСУ СОССЗН РМ "Зубово-Полянский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов". Данные периоды подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении один год работы за один год и три месяца, поскольку она работала в сельской местности.
В календарном исчислении также зачтен период нахождения в дородовом и послеродовом отпуске с 22 сентября 1992 г. по 8 февраля 1993 г, что также считает неправомерным.
Из специального стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию ответчиком исключены отвлечения от основной работы, время нахождения на курсах повышения квалификации с 27 октября 2015 г. по 25 ноября 2015 г, как не предусмотренные пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии.
С учетом уточнения исковых требований просила суд признать незаконным и отменить решение ГУ - УПФ РФ в Зубово-Полянском районе Республики Мордовия N296920/17 от 16 ноября 2017 г.
Возложить на ГУ - УПФ РФ в Зубово-Полянском районе Республики Мордовия обязанность включить в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении один год работы как один год три месяца периоды работы с 11 сентября 1991 г. по 21 сентября 1992 г, с 1 августа 1994 г. по 31 октября 1999 г. - в должности медицинской сестры ГБСУ СОССЗН РМ "Зубово-Полянский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов"; дородового и послеродового отпуска с 22 сентября 1992 г. по 8 февраля 1993 г.; возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж в календарном исчислении период нахождения на курсах повышения квалификации с 27 октября 2015 г. по 25 ноября 2015 г.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 22 ноября 2017 г. исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным и отменено решение ГУ - УПФ РФ в Зубово-Полянском районе Республики Мордовия N296920/17 от 16 ноября 2017 г. во изменение решения N296920 от 15 сентября 2017 г. в части не включения Пимоновой Е.П. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по нормам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода нахождения на курсах повышения квалификации с 27 октября 2015 г. по 25 ноября 2015 г.
На ГУ - УПФ РФ в Зубово-Полянском районе Республики Мордовия возложена обязанность включить Пимоновой Е.П. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по нормам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" период нахождения на курсах повышения квалификации с 27 октября 2015 г. по 25 ноября 2015 г. - в календарном исчислении.
В удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж дополнительно в льготном исчислении один год работы за один год три месяца периодов работы с 11 сентября 1991 г. по 21 сентября 1992 г, с 1 августа 1994 г. по 31 октября 1999 г. - в должности медицинской сестры ГБСУ СОССЗН РМ "Зубово-Полянский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов"; дородового и послеродового отпуска с 22 сентября 1992 г. по 8 февраля 1993 г. отказано.
В апелляционной жалобе истец Пимонова Е.П. просит решение суда отменить в части, принять по делу в части новое решение об удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 3 месяца) периодов работы с 11 сентября 1991 г. по 21 сентября 1992 г, с 1 августа 1994 г. по 31 октября 1999 г. - в должности медицинской сестры ГБСУ СОССЗН РМ "Зубово-Полянский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов"; дородового и послеродового отпуска с 22 сентября 1992 г. по 8 февраля 1993 г. Обязать назначить досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения со дня обращения, а именно с 4 сентября 2017 г. Указывает, что в оспариваемые ею периоды работы действовали Списки профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает ей право на включение оспариваемых периодов работы в льготном исчислении. Также указывает, что ей необоснованно не включили в льготном исчислении период нахождения в дородовом и послеродовом отпуске (л.д. 101-103).
В возражениях на апелляционную жалобу начальник ГУ - УПФ РФ в Зубово-Полянском районе Республики Мордовия Кидяев В.Б. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д. 139-140).
Истец Пимонова Е.П. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в Зубово-Полянском районе Республики Мордовия Дунаева Н.Н. относительно доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела 16 ноября 2017 г. решением ГУ - УПФ РФ в Зубово-Полянском районе Республики Мордовия N296920/17 во изменение решения N296920 от 15 сентября 2017 г. Пимоновой Е.П. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого специального стажа, требуется 25 лет 01 день, имеется 23 года 0 месяцев 24 дня.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиком периоды работы в должности медицинской сестры ГБСУ СОССЗН РМ "Зубово-Полянский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов", дородового и послеродового отпуска обоснованно приняты к зачету в специальный стаж в календарном исчислении. При этом, включил курсы повышения квалификации в специальный стаж в календарном исчислении, как период работы, во время которого истец направлялась на курсы повышения квалификации.
С выводами суда, об отказе во включении в специальный стаж истца в льготном исчислении периодов работы с 11 сентября 1991 г. по 21 сентября 1992 г, с 1 августа 1994 г. по 31 октября 1999 г. - в должности медицинской сестры ГБСУ СОССЗН РМ "Зубово-Полянский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов"; дородового и послеродового отпуска с 22 сентября 1992 г. по 8 февраля 1993 г. судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Часть 2 приведенной правовой нормы предусматривает, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397 действовавшему до 1 октября 1993 г, в перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет были включены больничные учреждения всех типов и наименований, в наименованиях должностей указаны медицинские сестры - все независимо от наименования должности.
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 право на назначение досрочной пенсии по старости имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 предусмотрены учреждения социального обслуживания, в числе которых указан дом-интернат для престарелых и инвалидов.
Согласно Письму Минтруда РФ от 5 января 2003 г. N30-ГК "О номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания ветеранов войны и труда, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Приказом Минтруда России от 17 апреля 2014 г. N258н утверждена примерная номенклатура организаций социального обслуживания, к числу которых отнесен дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда.
Приведенные правовые положения, согласно которым период работы истца в должности медицинской сестры имевший место до 1 ноября 1999 г, подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, а учреждение, в котором она осуществляла соответствующую лечебную деятельность следует отнести к учреждению социального обслуживания - дому-интернату для престарелых и инвалидов, предусмотренному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781. Данные положение судом первой инстанции при рассмотрении данного спора не были учтены.
Периоды работы истца с 11 сентября 1991 г. по 21 сентября 1992 г, с 1 августа 1994 г. по 31 октября 1999 г. - в должности медицинской сестры ГБСУ СОССЗН РМ "Зубово-Полянский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов"; дородовый и послеродовый отпуск с 22 сентября 1992 г. по 8 февраля 1993 г. были включены ответчиком в специальный стаж истца в календарном исчислении.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию - абзацу второму пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, производится по следующим правилам: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.
С 1 ноября 1999 г. законодателем было введено новое правовое регулирование.
Так, пунктом 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1066 установлено, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливалась при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением, в частности, следующего случая: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как один год и 3 месяца.
Разъяснения относительно применения указанного подпункта Правил содержатся в абзаце втором пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором указано, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
При этом в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, может быть засчитан период работы в сельской местности до 1 ноября 1999 г. (абзац седьмой пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30).
Следовательно, независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, периоды работы Пимоновой Е.П. до 1 ноября 1999 г. подлежат зачету в специальный стаж в льготном порядке: один год работы за один год и 3 месяца, а после 1 ноября 1999 г. льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников допустимо только при наличии смешанного стажа, то есть при выполнении соответствующей работы и в городе, и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке).
Поскольку оспариваемые истцом периоды работы в сельской местности имели место до 1 ноября 1999 г, доводы апелляционной жалобы о льготном характере ее работы в указанные периоды заслуживают внимания судебной коллегии, а решение суда в части отказа во включении в льготном исчислении периодов работы с 11 сентября 1991 г. по 21 сентября 1992 г, с 1 августа 1994 г. по 31 октября 1999 г. - в должности медицинской сестры ГБСУ СОССЗН РМ "Зубово-Полянский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований в данной части.
Отпуска по беременности и родам в силу статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исходя из приведенного выше правового регулирования, в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Поскольку период нахождения Пимоновой Е.П. в дородовом и послеродовом отпуске, предоставлен ей во время работы в сельской местности в должности и в учреждении, которая подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии в льготном исчислении, имеются основания по доводам жалобы для исчисления его в льготном порядке из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца, а решение суда в части не включения данного периода в специальный стаж в льготном исчислении отмене с принятием по делу в данной части нового решения.
В апелляционной жалобе истцом заявлено требование о назначении ей досрочной пенсии с 4 сентября 2017 г, которое не было заявлено в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
Поскольку вся работа Пимоновой Е.П. проходила в сельской местности, то в соответствии с требованиями пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ей для назначения досрочной страховой пенсии необходимо иметь специальный стаж не менее 25 лет.
Согласно справке от 3 ноября 2017 г, предоставленной в суд первой инстанции ответчиком, специальный стаж истца Пимоновой Е.П. с учетом исковых требований на 4 сентября 2017 г. составляет 24 года 9 месяцев 23 дня.
Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении пенсии досрочно, суд проверяет обоснованность решения пенсионного органа, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии на момент обращения в пенсионный орган. При этом суд не вправе подменять собой пенсионный орган при установлении наличия необходимого стажа в ходе рассмотрения дела в суде.
Поскольку на период обращения в пенсионный орган за назначением досрочно страховой пенсии по старости у истца не имелось достаточного специального стажа работы, правовые основания для возложения на ответчика обязанности назначить истцу пенсию с момента обращения отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемое решение нельзя признать полностью законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов истца, что согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 22 ноября 2017 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по нормам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в льготном исчислении периодов работы с 11 сентября 1991 г. по 21 сентября 1992 г, с 1 августа 1994 г. по 31 октября 1999 г. - в должности медицинской сестры ГБСУ СОССЗН РМ "Зубово-Полянский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" и периода дородового и послеродового отпуска с 22 сентября 1992 г. по 8 февраля 1993 г. отменить и принять в данной части новое решение, которым признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия N296920/17 от 16 ноября 2017 г. во изменение решения N296920 от 15 сентября 2017 г. в части не включения Пимоновой Е.П. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по нормам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в льготном исчислении один год работы как один год и три месяца периодов работы с 11 сентября 1991 г. по 21 сентября 1992 г, с 1 августа 1994 г. по 31 октября 1999 г. - в должности медицинской сестры ГБСУ СОССЗН РМ "Зубово-Полянский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов", дородового и послеродового отпуска с 22 сентября 1992 г. по 8 февраля 1993 г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия включить Пимоновой Е.П. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по нормам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в льготном исчислении один год работы за один год три месяца периоды работы с 11 сентября 1991 г. по 21 сентября 1992 г, с 1 августа 1994 г. по 31 октября 1999 г. - в должности медицинской сестры ГБСУ СОССЗН РМ "Зубово-Полянский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов", дородовой и послеродовой отпуск с 22 сентября 1992 г. по 8 февраля 1993 г.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Н.В. Демидчик
Судьи
И.В. Адушкина
Т.А. Елина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.