Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Екония Г.К,
судей Бажанова А.О. и Тамарова Ю.П,
при секретаре Пинясовой К.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 февраля 2018 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе административного истца Макеева С.Н. на решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 30 ноября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Бажанова А.О, судебная коллегия
установила:
Макеев С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии Военного комиссариата Краснослободского района Республики Мордовия о выдаче административному истцу справки взамен военного билета.
В обоснование административного искового заявления указал, что состоит на воинском учете в Краснослободском военном комиссариате. 02 октября 2017 г. призывной комиссией Военного комиссариата Краснослободского района Республики Мордовия принято решение о выдаче Макееву С.Н. взамен военного билета справки. Указывает, что 23 июня 2017 г. им была защищена кандидатская диссертация, что в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" является основанием для освобождения от призыва на военную службу, которой подлежат граждане, имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень кандидата наук или доктора наук. Считает, что при наличии основания для освобождения от призыва на военную службу, а также поскольку от вызова на мероприятия, связанные с призывом, он не уклонялся, место жительства не менял, повесток в каком-либо виде не получал, принятое решение призывной комиссии является незаконным, просил его отменить.
27 ноября 2017 г. Макеев С.Н. уточнил административные исковые требования, просил суд признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Республики Мордовия от 26 октября 2017 г, оставившее без изменения решение призывной комиссией Военного комиссариата Краснослободского района Республики Мордовия от 02 октября 2017 г, обязать Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Мордовия" выдать военный билет.
Определением Краснослободского районного суда Республики Мордовия произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Мордовия".
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 ноября 2017 г. административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Макеев С.Н. подал апелляционную жалобу на указанное судебное решение, просил его отменить, считая его незаконным, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им административных исковых требований. Указывает, что в нарушение пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее Федеральный закон N 53-ФЗ), административный ответчик не направлял по месту его жительства повесток, в связи с чем им продолжалась подготовка к защите диссертации; место жительства им не менялось, и поскольку положения пункта 4 статьи 31 Федерального закона N 53-ФЗ не нарушались, до присвоения ему ученой степени кандидата наук уклонистом не являлся; судом первой инстанции не приняты во внимание исключения, указанные в пункте 1.1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ (лицами, обладающими правом на освобождение от призыва на военную службу, являются граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень); административный ответчик не выполнил, возложенные на него обязанности по организации призыва на военную службу, действия по призыву на военную службу в отношении него не производились; доказательства уклонения от прохождения им военной службы материалы дела не содержат.
Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Мордовия" в возражениях на апелляционную жалобу просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании административный истец Макеев С.Н, его представитель Макеева О.В. просили удовлетворить апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель административного ответчика Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Мордовия" Беляркина М.С. в судебном заседании просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Согласно статье 25 Федерального закона N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря.
Статья 10 Федерального закона N 53-ФЗ устанавливает, что в целях обеспечения воинского учета, граждане обязаны, в том числе: состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения, соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
Как следует из пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (статья 28 Федерального закона N 53-ФЗ).
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 октября 2014 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики", следует, что вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Соблюдение прав и законных интересов гражданина, признанного не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, обеспечивается возможностью оспорить заключение призывной комиссии в суде, который при рассмотрении его заявления в порядке главы 25 ГПК РФ обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным (постановления от 06 июня 1995 г. N 7-П, от 28 октября 1999 г. N 14-П, от 14 июля 2003 г. N 12-П, от 12 июля 2007 г. N 10-П и др.).
В этом смысле оценка доказательств, позволяющих, в частности, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, и отражение ее результатов в судебном решении выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки этих доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Пункт 1.1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ введен в действие Федеральным законом от 02 июля 2013 года N 170-ФЗ, вступившим в законную силу с 01 января 2014 г.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 (раздел III) (далее Положение).
Согласно пункту 34 Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 г, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Данным Положением предусмотрено, что заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников.
Как следует из материалов дела, Макеев С.Н. состоит на воинском учете в Краснослободском военном комиссариате с 22 января 2007 г. 09 сентября 2008 г. Макееву С.Н. исполнилось 18 лет. 03 октября 2008 г. административному истцу предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по подпункту "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 53-ФЗ (до июня 2012 г. - окончания ФГБУ ВПО "Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева). 03 октября 2012 г. зачислен в аспирантуру по специальности "Социальная философия" (срок окончания обучения - 30 сентября 2015 г.), в связи с чем 19 октября 2012 г. Макееву С.Н. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по подпункту "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 53-ФЗ до 30 сентября 2016 г. (для освоения программы обучения в аспирантуре до 2015 г. и защиты квалификационной работы до 2016 г.). После окончания срока предоставленной отсрочки (01 октября 2016 г.) в отдел Военного комиссариата Краснослободского района Республики Мордовия не явился. По причине неявки административного истца 05 октября 2016 г. по вызову отдела Военного комиссариата Краснослободского района Республики Мордовия, 11 октября 2016 г. направлено обращение в ММО МВД РФ "Краснослободский" в целях определения местонахождения и доставления Макеева С.Н. в отдел Военного комиссариата Краснослободского района Республики Мордовия. По причине неявки в отдел по вызову 05 апреля 2017 г. отделом Военного комиссариата Краснослободского района Республики Мордовия 26 апреля 2017 г. с аналогичной целью направлено обращение в ММО МВД РФ "Краснослободский". По указанным фактам составлены сотрудником внутренних дел составлены рапорты. 09 сентября 2017 г. Макеев С.Н. достиг возраста 27 лет. Заключением призывной комиссии Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 02 октября 2017 г. Макеев С.Н. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. 03 октября 2017 г. Макеев С.Н. обратился с заявлением, в котором выразил несогласие с заключением призывной комиссии Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 02 октября 2017 г, просил выдать военный билет. 26 октября 2017 г. призывной комиссией Республики Мордовия решение призывной комиссии Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 02 октября 2017 г. оставлено без изменения.
Проанализировав с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, установленные по делу фактические обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав всему этому оценку в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что у Макеева С.Н. отсутствовали законные основания для не прохождения военной службы в период с 01 октября 2016 г. по 09 сентября 2017 г, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства и материалах дела.
Срок обращения в суд с данным административным исковым заявлением, предусмотренный положениями части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Макеевым С.Н. соблюден.
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации).
С 01 октября 2016 г, после окончания срока предоставленной отсрочки, Макеев С.Н. подлежал призыву на военную службу на общих основаниях. В период с 01 октября 2016 г. по 23 июня 2017 г. (дата присвоения ученой степени), в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона N 53-ФЗ было осуществлено два призыва: с 01 октября по 31 декабря 2016 г. и с 01 апреля по 15 июля 2017 г.
На неоднократные извещения сотрудника сельского поселения о явке в отдел Военного комиссариата Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Макеев С.Н. не являлся, установление местонахождения, доставление сотрудником полиции оказалось невозможным по причине отсутствия по месту жительства, кроме того административным истцом не сообщалось об изменении сведений о его образовании.
Согласно пункту "а" части 2 статьи 23 Федерального закона N 53-ФЗ право на освобождение от призыва на военную службу имеют в том числе граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень.
Заключение диссертационного совета о присуждении Макееву С.Н. ученой степени вынесено 23 июня 2017 г, следовательно, право на освобождение от призыва на военную службу у административного истца возникло лишь 23 июня 2017 г.
О факте присуждения Макееву С.Н. ученой степени административному ответчику стало известно лишь из заявления от 03 октября 2017 г. о несогласии с решением призывной комиссии района о выдаче справки взамен военного билета. То есть на дату принятия решения о выдаче справки взамен военному билету, сведения в отделе Военного комиссариата Краснослободского муниципального района Республики Мордовия отсутствовали, при этом отдел лишен самостоятельного права на истребование подобных документов.
Административный истец не воспользовался своим правом на получение освобождения от прохождения военной службы, не представив в призывную комиссию документов, подтверждающих у него наличия данного права после защиты диссертации.
Таким образом, при зачислении в запас Макеева С.Н, не прошедшего до достижения им возраста 27 лет военную службу по призыву, 02 октября 2017 г. призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе, вынесло законное заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Кроме того Макеевым С.Н. не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов заключением от 02 октября 2017 г. о выдаче справки, и решением, оставившим без изменения указанное заключение, учитывая, что вне зависимости от формы документа воинского учета - военного билета либо справки взамен военного билета, в названных документах подлежат отражению равнозначные, с юридической точки зрения, основания зачисления в запас - часть 1 статьи 52 Федерального закона N 53-ФЗ, по достижении возраста 27 лет, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Оспариваемое решение, оставившее без изменения решение призывной комиссии муниципального района от 02 октября 2017 г, принято призывной комиссией Республики Мордовия в пределах предоставленных ей законом полномочий, при наличии установленных законом оснований, с соблюдением порядка, предусмотренного действующим законодательством, состав призывной комиссии согласуется с составом Республиканской призывной комиссии, утвержденным Указом Главы Республики Мордовия от 25 сентября 2017 г. N 227-УГ "О создании призывных комиссий в Республике Мордовия". Оспариваемое решение занесено в протокол заседания призывной комиссии "N" от 26 октября 2017 г, при этом комиссия заседала в полном составе из 21 членов, о рассмотрении заявленных требований Макееву С.Н. направлено соответствующее сообщение от 27 октября 2017 г.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административный ответчик не выполнил, возложенные на него обязанности по организации призыва на военную службу, мероприятия по призыву его на военную службу не производились; доказательства уклонения от прохождения им военной службы материалы дела не содержат, отклоняются, опровергаются материалами дела.
Кроме того с 01 января 2014 г. принятие призывной комиссией заключения о зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным законом), как лиц, не прошедших военную службу, не имея на то законных оснований, не поставлено законодателем в зависимость от наличия сведений о вызове такого лица повесткой в военный комиссариат для прохождения военной службы.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не приняты во внимание исключения, указанные в пункте 1.1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ, относительно лиц, обладающих правом на освобождение от призыва на военную службу, отклоняется, не может повлечь отмену законного по существу решения суда.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд надлежащим образом установилфактические обстоятельства, имеющие значения для дела, а также характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, дал правильную оценку собранным по делу доказательствам, и принял обоснованное, мотивированное решение.
Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, принятое в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, оставлению без удовлетворения.
Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьёй 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьёй 196 настоящего Кодекса, не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
оставить решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 30 ноября 2017 г. без изменения, апелляционную жалобу административного истца Макеева С.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий Г.К. Екония
судьи А.О. Бажанов
Ю.П. Тамаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.