Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Тамарова Ю.П,
судей Бажанова А.О. и Михеева О.С,
при секретаре Бобровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 февраля 2018 г. в г.Саранске Республики Мордовия административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Кудряева Р.К. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 02 ноября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Бажанова А.О, судебная коллегия
установила:
федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия" (далее также - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Мордовия) обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Кудряева Р.К. на срок шесть лет с административными ограничениями в виде обязательной явки для регистрации два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время суток в период с 22 до 6 часов по местному времени, запрещения выезда за пределы "адрес"
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 02 ноября 2017 г. административный иск ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Мордовия об установлении административного надзора с административными ограничениями в отношении Кудряева Р.К. удовлетворен.
Суд установилв отношении Кудряева Р.К. административный надзор на срок шесть лет, исчисляемый со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Суд установилв отношении поднадзорного лица на период административного надзора следующие административные ограничения:
запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, или иного помещения, пригодного для постоянного проживания и (или) по адресу которого поднадзорное лицо подлежит постановке на учёт в органе внутренних дел в промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени (ночное время);
обязательную явку для регистрации два раза в месяц в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения;
запрещение выезда за пределы "адрес".
В апелляционной жалобе Кудряев Р.К. просил решение суда отменить, указал, что судом первой инстанции нарушено его право на защиту, в связи с необеспечением присутствия адвоката; был лишен возможности подготовки письменных возражений относительно заявленных административных исковых требований, ввиду обострившейся зубной боли. Просил также отменить ограничение в виде запрета покидать территорию "адрес" ввиду того, что в "адрес" проживают его родственники.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Кокурин Я.Н. просил оставить решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 02 ноября2017 г. без изменения, апелляционную жалобу Кудряева Р.К. - без удовлетворения.
В судебное заседание представитель административного истца ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен, сведений о причинах неявки не представил, и отложить разбирательство дела не просил.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании административный ответчик Кудряев Р.К. просил удовлетворить его апелляционную жалобу и пояснил, что действительно не имеет постоянного места жительства. В настоящее время он проживает в г. Саранске у своей невесты без регистрации. В "адрес" у него нет возможности проживать. Находясь в колонии, он действительно писал заявление о том, что после освобождения намеревается проживать в указанном населенном пункте.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Умнова Е.В. в заключении полагала, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене, либо изменению, а апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения ввиду несостоятельности изложенных в ней доводов.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Кудряев Р.К. приговором Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 11сентября 2013 г. осужден по пункту "а" части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации к 2 годам лишения свободы без штрафа и ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В силу части 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к назначенному наказанию частично присоединено не отбытое наказание по приговору Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 09 сентября 2013 г. и окончательно назначено наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
По сведениям исправительного учреждения срок наказания, отбываемого Кудряевым Р.К. в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Мордовия, истек 06 декабря 2017 г.
Приговором Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 11сентября 2013 г. в действиях Кудряева Р.К. признано наличие опасного рецидива преступлений (л.д. 14-20).
Приговором Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 11сентября 2013 г. установлено, что Кудряев Р.К. не имеет определенного места жительства (л.д. 14-20).
Приговором Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 09 сентября 2013 г. установлено, что Кудряев Р.К. временно проживает без регистрации по адресу: "адрес" (л.д. 7-13).
06 июня 2017 г. Кудряев Р.К. обратился с заявлением на имя начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Мордовия с заявлением, в котором просил при освобождении направить его к отцу по адресу: "адрес", указав, что в трудовом и бытовом устройстве не нуждается, трудоустроится сам разнорабочим (л.д. 34).
Согласно справке инспектора ОСУ ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Мордовия Кудряев Р.К. освободился по отбытию срока наказания 06 декабря 2017 г, предполагаемое место убытия: "адрес" (л.д. 70).
Указанные обстоятельства сомнений в достоверности не вызывают.
Разрешая дело, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в отношении указанного лица, освобождаемого из мест лишения свободы, должен быть установлен административный надзор.
Данный вывод суда основан на правильном применении закона и соответствует обстоятельствам дела.
Административный надзор устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 06 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом N 64-ФЗ временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор, указаны в статье 3 Федерального закона N 64-ФЗ.
Так, согласно части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Административный ответчик имеет непогашенную судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, относится к числу лиц, указанных в части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ, и в отношении него должен быть установлен административный надзор.
Принимая решение об установлении административного надзора, суд первой инстанции установилв отношении административного ответчика административный надзор на срок погашения судимости - на шесть лет, исчисляемый со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора установлен судом правильно.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу части четвертой статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации преступление, предусмотренное пунктом "а" части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, признается тяжким преступлением.
На основании пункта "г" части третьей статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления) судимость погашается в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания.
Исходя из этого, в отношении административного ответчика, относящегося к числу лиц, указанных в части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ, и осужденного к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, должен быть установлен административный надзор на указанный срок погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. То есть в отношении административного ответчика должен быть установлен административный надзор сроком на шесть лет, исчисляемый со дня постановки поднадзорного лица на учет в органах внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При административном надзоре в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения, указанные в части 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ.
В соответствии с частью 1 настоящей статьи в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Исходя из этих законоположений, а также задач административного надзора, установленных в статье 2 Федерального закона N 64-ФЗ, суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно должен установить и соответствующие административные ограничения.
Суд первой инстанции установилв отношении поднадзорного лица следующие административные ограничения:
запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, или иного помещения, пригодного для постоянного проживания, и (или) по адресу которого поднадзорное лицо подлежит постановке на учёт в органе внутренних дел, в промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени (ночное время);
обязательную явку для регистрации два раза в месяц в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения;
запрещение выезда за пределы "адрес".
Эти виды административных ограничений предусмотрены пунктами 3 и 5 части 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ. При этом в соответствии с требованиями части 2 указанной статьи установление судом административного ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
Суд первой инстанции, установив, что освобождаемый является лицом без определенного места жительства и после освобождения намерен выехать по адресу: "адрес", верно установилв отношении Кудряева Р.К. административное ограничение в виде запрещения выезда за пределы территории "адрес".
В силу пункта 3 части 2 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ установление судом такого вида административного ограничения является обязательным в случае, если поднадзорное лицо не имеет места жительства или пребывания.
Установление этих видов административных ограничений учитывает характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления, относящегося к категории тяжких преступлений, а также учитывает характеристику поднадзорного лица по месту отбывания наказания, характеризующегося отрицательно и многократно привлекавшегося к дисциплинарной ответственности.
Установление административных ограничений направлено на предупреждение совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, отвечает задачам административного надзора и обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Об установлении других административных ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ, административный истец суд не просил, и оснований для их установления при рассмотрении дела в суде не установлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции ограничено право административного ответчика на защиту, отклоняется, вопрос об обеспечении судом участия адвоката являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции, заявленное Кудряевым Р.К. ходатайство, разрешено судом, в удовлетворении ходатайства отказано, обоснование отказа, по мнению судебной коллегии, является мотивированным, обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что Кудряев Р.К. ввиду зубной боли был лишен возможности подготовить письменные возражения относительно административных исковых требований, отклоняется. Представление письменных возражений является правом лица. Судом первой инстанции обеспечено личное участие КудряеваР.К. в судебном заседании, на котором административный ответчик не был лишен права представления возражений.
Довод административного ответчика Кудряева Р.К. о незаконном установлении административного ограничения в виде запрета на выезд за пределы территории "адрес", отклоняется как несостоятельный. Из материалов административного дела установлено, что Кудряев Р.К. не имеет определенного места жительства или пребывания. Судами, постановившими в отношении Кудряева Р.К. приговоры в 2013 г, установлено, что он не имел определенного места жительства, временно проживал без регистрации в "адрес" Республики Мордовия. В июне 2017 г. Кудряев Р.К. в заявлении собственноручно написал, что после освобождения будет проживать в "адрес" Республики Мордовия. В апелляционной жалобе от 10 ноября 2017 г. Кудряев Р.К. указал, что просит извещать его о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы по адресу проживания: "адрес". В судебном заседании апелляционной инстанции Кудряев Р.К. пояснил, что нигде не зарегистрирован.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что Кудряев Р.К. является лицом, не имеющим места жительства или пребывания, в отношении которого в обязательном порядке должно быть установлено административное ограничение в виде запрещения покидать установленные судом пределы территории.
Довод Кудряева Р.К. о том, что он намерен проживать в "адрес", где проживают его бабушка, ребенок, не может повлечь изменение решения суда первой инстанции, т.к. установлено, что до осуждения он проживал без регистрации в "адрес", куда намеревался вернуться и после освобождения. Из материалов дела установлено, что Кудряев Р.К. совершал преступления в "адрес", связанные с завладением чужой собственностью, при этом поднадзорный нигде не работал. В заявлении на имя начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Мордовия Кудряев Р.К, сообщив о намерении после освобождения убыть к отцу в "адрес", указал, что в трудовом и бытовом устройстве не нуждается, трудоустроится сам разнорабочим. Из характеристики начальника отряда ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Мордовия установлено, что Кудряев Р.К. не имеет определенного места жительства, связь с родственниками поддерживает. С характеристикой Кудряев Р.К. ознакомлен, имеется его личная подпись, какие-либо замечания отсутствуют (л.д. 3-4).
С учётом изложенного, судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции, установившим административное ограничение в виде запрещения на выезд за пределы территории "адрес".
Кроме того орган внутренних дел, дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи исключительными личными обстоятельствами, перечисленными в части 3 статьи 12 Федерального закона N 64-ФЗ.
Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, также не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьей 196 настоящего Кодекса, не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 02 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Кудряева Р.К. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий Ю.П. Тамаров
судьи А.О. Бажанов
О.С. Михеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.