Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Мейстер В.М.
судей -Мамия М.Р. и Панеш Ж.К.
при секретаре - Добриной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республики Адыгея на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 31.10.2017, которым постановлено:
иск Никоновой Татьяны Ивановны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Майкопе Республики Адыгея о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода работы удовлетворить.
Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Майкопе Республики Адыгея N 721 от 22.06.2017 в части отказа в зачете Никоновой Татьяне Ивановне в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода ее работы с 04.03.1997 по 29.11.2011 в качестве врача-терапевта в ГБУ РА "Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и в части принятия периода работы с 03.10.1984 по 27.07.1087 в должности медсестры отделения плановой хирургии Иркутской городской клинической больницы N 1 в календарном исчислении незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Майкопе Республики Адыгея принять к зачислению период работы Никоновой Татьяны Ивановны с 03.10.1984 по 27.07.1987 в должности медсестры отделения плановой хирургии Иркутской городской клинической больницы N 1, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Майкопе Республики Адыгея назначить Никоновой Татьяне Ивановне досрочную трудовую пенсию по старости с момента первоначального обращения, то есть с 08.12.2016.
Заслушав доклад судьи Мейстер В.М, возражения истицы Никоновой Т.И. и ее представителя адвоката Егорова А.А, а также представителя третьего лица ГБУ РА "Республиканский дом - интернат для престарелых и инвалидов" Коблевой М.С, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Никонова Т.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Майкопе Республики Адыгея о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию.
В обоснование, указала, что в декабре 2016 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Майкопе Республики Адыгея с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЭ "О трудовых пенсиях в РФ", в связи с тем, что специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, по состоянию на момент подачи заявления составлял более 30 лет. Однако Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Майкопе Республики Адыгея решением от 22.06.2017 N 721 отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии, разъяснив, что период работы с 03.10.1984 по 27.07.1987 может учитываться только в календарном исчислении, а период работы с 04.03.1997 по 30.11.2011 не может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку пансионат для инвалидов и престарелых не поименован Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденным Постановлением Совета министром РСФСР от 06.09.1991 N 464, Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, а так же Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на досрочное назначение пенсии по старости. С указанным решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Майкопе Республики Адыгея она не согласилась, считая его незаконным и нарушающим ее право на досрочное назначение пенсии.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение в части удовлетворения требований о включении в льготный стаж периода работы с 04.03.1997 по 29.11.2011, ссылаясь на то, что суд не учел того, что организация, в которой работала истица, не поименована в списках медицинский стаж истицы на момент обращения в УПФР в г. Майкопе составил менее требуемых 30 лет.
В возражении на апелляционную жалобу Никонова Т.И. просит решение Майкопского городского суда от 31.10.2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что решение Майкопского городского суда законно и обоснованно, а все доводы, указанные в апелляционной жалобе были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения. В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Поскольку решение обжалуется только в части включения в льготный стаж периода работы с 04.03.1997 года по 29.11.2011 год, судебная коллегия проверяет его законность только в указанной части.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела в обжалуемой части не допущено.
Согласно п. п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01.01.2002 до 01.01.2015 Федеральном законе от 17.12.2001 N 173 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п. п. 20 п. 1,п. 2 ст. 27).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "н" ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
- при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за
выслугу лет", с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, ; обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Решением государственного учреждения - Управление Пенсионного % фонда Российской Федерации в г. Майкопе Никоновой Т.И. отказано в т назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года за N 400-ФЗ "О страховых г- пенсиях", поскольку ею не выработан необходимый стаж.
В частности, не включен в стаж работы период с 04.03.1997 года по 29.11.2011 года в качестве врача- терапевта в ГБУ РА "Республиканский пансионат для инвалидов и престарелых", то есть более 14 лет 7 месяцев.
Общая продолжительность трудовой деятельности истца, зачтенная пенсионным органом в стаж на соответствующих видах работ составила 14 лет 6 месяцев 2 дня.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования о включении Никоновой Т.И. в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 03.10.1984 года по 27.07.1987 года (как один год за полтора) и с 04.03.1997 года по 29.11.2011 года в календарном исчислении, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что у истицы возникло право на назначение пенсии в соответствии мо ст. 30 4.1 п. 20 ФЗ "О страховых пенсиях".
Судебное постановление в части включения стажа с 03.10.1984 года по 27.07.1987 года (более 2,9x1,5, то есть более 4-х лет), никем из сторон не обжалуется, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы истца и проверки законности решения в этой части.
Удовлетворяя требования истицы о включении периода работы с 04.03 Л997 года по 29.11.2011 года в льготный стаж, суд пришел к верному выводу о том, что период работы в качестве врача-терапевта в доме- интернате (пансионате) для престарелых и инвалидов" подлежит включению в специальный трудовой стаж.
Исходя из стажа работы истицы с учетом спорных периодов, суд правильно возложил на ответчика обязанность назначить ей досрочную трудовую пенсию с 08.12.2016 года, поскольку на данный момент истица имела продолжительность специального стажа более 30 лет.
В соответствии с Положением о доме-интернате для престарелых и инвалидов, утвержденным Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 года N145, дом-интернат является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В зависимости от контингента проживающих дома-интернаты подразделяются на дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для инвалидов в возрасте от 18 до 40 лет и "Пансионат ветеранов труда".
В пункте 31 раздела "наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрены учреждения социального обслуживания: дом-интернат для престарелых и инвалидов и специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов.
Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 558-ст утвержден и введен в действие "ГОСТ Р 52880-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - ГОСТ Р 52880-2007).
Согласно п. 4.2.1 ГОСТ Р 52880-2007 к учреждениям стационарного социального обслуживания относится, в том числе, дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов.
Дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов первой и второй групп (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к Записями в трудовой книжке на имя Никоновой Т.И. (ранее Агафоновой) подтверждается, что истица весь оспариваемый период работала в должностях работников здравоохранения, занимаясь лечебной и иной работе АО охране здоровья населения.
Разрешая дело, суд первой инстанции правильно применил законодательство, регулирующее спорные отношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав надлежащую оценку доказательствам.
Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского городского суда от 31 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - В.М. Мейстер
Судьи - М.Р. Мамий
Ж.К. Панеш
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.