Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Бзегежевой Н.Ш.
судей - Муращенко М.Д. и Сиюхова А.Р.
при секретаре судебного заседания - Паранук Д.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам представителя ответчика Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области по доверенности - Помоза В.Н, представителя ответчика Военного комиссариата Республики Адыгея по доверенности - Гудзь Г.Н, ответчика военного комиссариата Республики Адыгея на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 28 августа 2017 года, которым постановлено:
- исковое заявление Хинтибидзе З.К. к ФКУ "Военный комиссариат Республики Адыгея" и ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области" о признании права на пенсию за выслугу лет, об обязании назначить пенсию и произвести ее перерасчет, удовлетворить.
Признать за Хинтибидзе З.К. право на получение пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Обязать Военный комиссариат Республики Адыгея назначить Хинтибидзе З.К. пенсию по выслуге лет по линии Министерства обороны Российской Федерации с момента его обращения, то есть с 25.12.2015 года.
Обязать ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области" произвести Хинтибидзе З.К. перерасчет исчисления выслуги лет на пенсию на льготных условиях из расчета один месяц военной службы за полтора месяца, за период с 01.01.1991 года по 21.09.1998 года.
Заслушав доклад судьи Сиюхова А.Р, объяснения представителей ответчика военного комиссариата Республики Адыгея - Колесова Ю.Л. и представителя ответчика Военного комиссариата Республики Адыгея по доверенности - Гудзь Г.Н, поддержавших доводы апелляционных жалоб, объяснения представителя истца Хинтибидзе Э.К. по доверенности - Бжемуховой Ф.А, просившей решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителей ответчиков - без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хинтибидзе Э.К. обратился в Майкопский городской суд Республики Адыгея с иском к Управлению финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области и военному комиссариату Республики Адыгея, в котором просил признать за ним право на получение пенсии по выслуге лет, обязать назначить ему пенсию и произвести её перерасчет.
В обоснование иска указал, что он проходил воинскую службу на территории России, что на основании приказа начальника 10 военного оркестра штаба группы российских войск в Закавказье от ДД.ММ.ГГГГ N "адрес", по достижении предельного возраста, был уволен из Вооруженных сил Российской Федерации и исключен из списков воинской части, что его стаж срок военной службы на дату увольнения составлял 12 лет 7 месяцев 10 дней, что при получении 03.10.2015 в г. Майкопе паспорта гражданина Российской Федерации, он зарегистрировался по месту жительства в "адрес", корпус "ж", по "адрес", где преимущественно проживает по настоящее время.
Указал также, что из-за отсутствия постоянной работы на территории России и пенсионного обеспечения, он выезжает на определенное время на заработки в Грецию, что при обращении 25.12.2015 в отдел Военного комиссариата Республики Адыгея с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет, через своего представителя, с предоставлением необходимых документов, вопрос о назначении ему пенсии оставлен без разрешения, что письмом ответчика - ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области" от 08.04.2016, его личное дело возвращено в Военный комиссариат Республики Адыгея без реализации пенсионного вопроса по существу с указанием о необходимости фактического проживания заявителя на территории Российской Федерации при назначении и выплате пенсии, что должно подтверждаться документом о регистрации пенсионера по месту жительства, а также невозможностью назначения пенсии по обращению доверенного лица, а также отсутствием документов, подтверждающих его выезд с территории Российской Федерации за границу в установленном порядке.
В судебном заседании представитель истца поддержал уточненные требования.
Представитель ответчика Военного комиссариата Республики Адыгея возражала против удовлетворения требований истца.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представителя ответчика Военного комиссариата Республики Адыгея по доверенности - Гудзь Г.Н. просит отменить решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 19.10.2017, принять в качестве доказательства ответ Министерства иностранных дел Российской Федерации от 30.10.2017 N38274 и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска.
Считает необоснованными выводы суда о том, истец Хинтибидзе Э.К. преимущественно проживает на территории г. Майкопа Республики Адыгея и основан на устных пояснениях его представителя, и справке ТСЖ "Возрождение" о том, что Хинтибидзе Э.К. периодически проживает в квартире "адрес" г. Майкопа, которая не может служить доказательством по делу и подменять документы, выданные уплономоченными государственными органами.
Указывает, что Хинтибидзе Э.К. проживает за пределами территории Российской Федерации, что подтверждается его заграничным паспортом с отметкой консульского отдела Посольства России в Грузии о принятии его на учет на постоянное место жительства, доверенностью на представительство и переводом документов, полученных им в Грузии, которые также составлены на территории Греции в г. Солники.
Считает, что отклонение судом ходатайства ответчика о вызове истца Хинтибидзе Э.К. для устранения противоречий относительно места его постоянного проживания повлекло за собой неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Указывает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства ответчика об отложении судебного заседания до получения ответа из Консульского отдела Министерства иностранных дел Российской Федерации по запросу относительно постоянного места жительства Хинтибидзе Э.К, так как получение ответа по данному запросу имело принципиальное значение для дела.
Считает, что суд необоснованно удовлетворил исковые требования о перерасчете пенсии на льготных условиях, что суд не указал документы, и закон, подтверждающие право истца на расчет пенсии на льготных условиях, не исследовал расчет выслуги лет и личное дело Хинтибидзе Э.К.
Указывает, что при расчете выслуги лет с учетом льготного исчисления одного месяца службы за полтора месяца службы за период с 01 января 1991 года по 21 сентября 1998 года, льготная выслуга лет составит 3 года 10 месяцев 15 дней, что выслуга лет Хинтибидзе Э.К. на день увольнения из Вооруженных Сил с учетом календарной и льготной составит 16 лет 6 месяцев и 7 дней, что в соответствии с п. "а" ст. 13 Закона N4468-1 не позволяет назначить ему пенсию, поскольку на день увольнения со службы выслугу лет на военной службе составляла менее 20 лет.
В связи с этим, расчет выслуги лет был произведен Военным комиссариатом Республики Адыгея с учетом трудового стажа и военной службы в календарном исчислении в соответствии с пунктом "б" ст. 13 Закона N4468-1. Общий трудовой стаж Хинтибидзе Э.К. составил 25 лет и 12 дней, из которых: 12 лет 7 месяцев 22 дня - военная служба в календарном исчислении, и 12 лет 4 месяца 20 дней - гражданского трудового стажа.
Считает, что Хинтибидзе Э.К. злоупотребил своими правами, так как обратился сразу в суд, не обратившись предварительно к ответчику с требованием об установлении пенсии.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области по доверенности - Помоз В.Н. просит отменить решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 19.10.2017, принять в качестве доказательства ответ Министерства иностранных дел Российской Федерации от 30.10.2017 N38274, и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы указывает, что Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области не было осведомлено о том, что в ходе судебного разбирательства рассматривался вопрос о законности подсчета выслуги лет Хинтибидзе Э.К, что управление не было извещено о назначении судебного заседания на 19.10.2017 года, в связи с чем оно было лишено возможности обосновать свою позицию по данному вопросу.
Указывает, что суд принял необоснованное решение об удовлетворении исковых требований, так как согласно загранпаспорта, выданного Хинтибидзе Э.К. 10.08.1998 года Посольством России в Грузии, местом его жительства указана - Греция.
Считает, что Хинтибидзе Э.К. не имеет права на получение пенсии, поскольку он не проживает на территории Российской Федерации.
Указывает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства ответчика об отложении судебного заседания до получения ответа из Консульского отдела Министерства иностранных дел Российской Федерации по запросу относительно постоянного места жительства Хинтибидзе Э.К, так как получение ответа по данному запросу имело принципиальное значение для дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, проверив законность и обоснованность решения суда, заслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Майкопского городской суда подлежит оставлению без изменения.
Судом первой инстанции установлено, что Хинтибидзе Э.К. проходил военную службу по линии Министерства обороны и на основании приказа начальника 10 военного оркестра штаба группы российских войск в Закавказье от ДД.ММ.ГГГГ N "адрес", по достижении предельного возраста, был уволен из рядов Вооруженных сил Российской Федерации и исключен из списков воинской части.
Из представленных истцом в суд материалов дела следует, что его общий трудовой стаж в календарном исчислении составляет 25 лет, а срок военной службы на дату увольнения - 12 лет 7 месяцев 10 дней.
03.10.2015 года Хинтибидзе Э.К. в г. Майкопе получил паспорт гражданина России, в котором имеется отметка о постановке на регистрационный учет по адресу: г. Майкоп, ул. "адрес".
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в Постановлении от 10 июля 2007 года N9-П, федеральный законодатель вправе вводить как общие правила пенсионного обеспечения, так и его особенности применительно к отдельным категориям граждан, имея при этом в виду, что Конституция Российской Федерации обязывает государство гарантировать каждому право на социальное, в том числе пенсионное, обеспечение при наступлении не только случаев (социальных рисков), названных в статье 39 Консттуции Российской Федерации, но и других социальных рисков, признанных самим законодателем в качестве основания для его предоставления.
Исходя из социальной ценности в правовом государстве трудовой и иной общественно полезной деятельности, осуществляемой в различных организационных формах, федеральный законодатель отнес к основаниям пенсионного обеспечения прохождение военной и (или) приравненной к ней службы установленной законом продолжительности и, учитывая особую значимость военной службы и службы в органах внутренних дел, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и осуществляемой в публичных интересах, предусмотрел специальные правила пенсионного обеспечения соответствующих категорий государственных служащих, включая виды пенсий, их размеры, условия назначения и выплаты.
Эти специальные правила устновлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которыми закреплено право сотрудников указанных оганов на два вида пенсии - пенсию по инвалидности, если они стали инвалидами вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период службы, а также пенсию по выслуге лет, назначаемую, по общему правилу, независимо от возраста при наличии установленного законом стажа службы (выслуги лет).
В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения пенсия за выслугу лет для указанной категории граждан представляет собой, ежемесячную государственную денежную выплату, предоставляемую в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы, при наличии установленной законом выслуги.
Посредством установления и выплаты пенсии за выслугу лет реализуется государственная гарантия материального обеспечения граждан, проходивших службу в органах внутренних дел, направленная на поддержание их особого социального статуса и соответствующего уровня материального достатка при оставлении службы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года
N6-П).
В соответствии с п. "б" ч.1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семей", право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
По своему характеру стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел - это специальный стаж, приобретаемый именно в процессе службы. В качестве особого юридически значимого обстоятельства он подлежит учету в правоотношениях различной отраслевой принадлежности - как в отношениях по прохождению службы, так и в отношениях по социальному обеспечению уволенных со службы сотрудников.
Избрание в качестве основного требования для приобретения сотрудником органов внутренних дел права на пенсию за выслугу лет такого критерия, как служба определенной продолжительности, обусловлено как характером государственной службы, так и финансированием пенсий за выслугу лет за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. "а" ч.1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 указанного Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется - Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации.
В силу ст. 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1, работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в ст. 1 этого Закона, осуществляется, в том числе, Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
На основании ст. 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.
При этом назначение и выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению, к которым относятся и пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, производятся по месту жительства лица, обратившегося за пенсией (п.1 ст. 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 года 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Статьей 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 предусмотрено, что выплата пенсий, предусмотренных этим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанными в ст. 11 указанного Закона.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что общий порядок назначения и выплаты предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 пенсии за выслугу лет, предполагает её выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации, которое подтверждено документом о регистрации пенсионера по месту жительства или месту пребывания.
Вопреки доводам жалобы ответчика выводы суда о том, истец Хинтибидзе Э.К. преимущественно проживает на территории г. Майкопа Республики Адыгея являются обоснованными и подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.
Как следует из представленной суду справки от 18.10.2017 года, выданной председателем ТСЖ "Возрождение", Хинтибидзе Э.К. зарегистрирован постоянно с 03.10.2015 года по адресу: г. Майкоп, "адрес" и периодически проживает по данному адресу. Кроме того, регистрация истца Хинтибидзе Э.К. на территории Республики Адыгея в г.Майкопе по адресу: "адрес", подтверждается также наличием соответствующей отметки в его паспорте гражданина Российской Федерации.
Доводы жалобы ответчика о том, факт проживания Хинтибидзе Э.К. за пределами территории Российской Федерации, подтверждается его заграничным паспортом с отметкой консульского отдела Посольства России в Грузии о принятии его на учет на постоянное место жительства, являются несостяотельными, поскольку указанный паспорта утратил свою силу как официальный документ в связи с истечением срока его действия 10.08.2003 года.
Тот факт, что доверенность на представительство интересов и перевод документов, полученных Хинтибидзе Э.К. в Грузии, были составлены на территории Греции в г. Солники, сам по себе не свидетельствует, что он постоянно проживает за пределами территории Российской Федерации.
Вопреки доводам жалобы ответчика отклонение судом первой инстанции ходатайства ответчика о вызове истца Хинтибидзе Э.К. в судебное заседание, не повлекло за собой неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, поскольку представленные сторонами и исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства являются достаточными для принятия решения признания доказанным факта преимущественного проживания истца Хинтибидзе Э.К. на территории г.Майкопа, Республики Адыгея и принятия решения об удовлетворении искового заявления.
Суд первой инстанции принял правильное решение о признании за Хинтибидзе Э.К. права на получение пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, и обязал Военный комиссариат Республики Адыгея назначить ему пенсию с момента обращения, то есть с 25.12.2015 года.
Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования Хинтибидзе Э.К. о перерасчете пенсии на льготных условиях, суд первой инстанции не указал документы, и закон, подтверждающие право истца на расчет пенсии на льготных условиях.
Поскольку Хинтибидзе Э.К. не относится к категории лиц, которым в соответствии в пп. "г" п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N941 (ред. от 18.01.2018) "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" стаж военной службы засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости исключения из резолютивной части решения суда указания об исчислении выслуги лет на льготных условиях из расчета один месяц военной службы за полтора месяца.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения с исключением из его резолютивной части слов "на льготных условиях из расчета один месяц военной службы за полтора месяца".
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 19.10.2017 года оставить без изменения, исключив из его резолютивной части слова "на льготных условиях из расчета один месяц военной службы за полтора месяца", а апелляционные жалобы представителя ответчика Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области Помоза В.Н. и представителя ответчика Военного комиссариата Республики Адыгея Гудзь Г.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Ш. Бзегежева
Судьи М.Д. Муращенко
А.Р. Сиюхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.