Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда всоставе:
председательствующего судьи
Стальмахович О.Н,
судей
при секретаре
Четыриной М.В, Полозова А.А,
Ткаченко А.В,
25 января 2018 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по апелляционной жалобе Завгородней А.Н. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 11сентября 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Завгородней А.Н, Крюковой Е.Н, Крюкову С.А, Крюкову М.А. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края о признании условий договоров обязательств от 15.02.1995года и договора-обязательства от 31.05.1995 года недействительными отказать за пропуском срока.
В удовлетворении исковых требований Завгородней А.Н, Крюковой Е.Н, Крюкову С.А, Крюкову М.А. о возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края обязательства исполнить услугу по переселению четырех камчадалов из районов Крайнего Севера незамедлительно отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Четыриной М.В, объяснения Завгородней А.Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Завгородняя А.Н, Крюкова Е.Н, Крюков С.А, Крюков М.А. обратились в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (далее по тексту Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края) о признании условий договоров-обязательств от 15 февраля 1995 года и от 31 мая 1995 года недействительными, возложении обязанности оказать услугу по переселению четырех камчадалов из района Крайнего Севера незамедлительно.
В обоснование требований указали, что с 1995 года Объединенной Дирекцией по строительству в Камчатской области неоднократно нарушались их права по переселению из районов Крайнего Севера в Приморский край.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала по изложенным в иске обоснованиям, одновременно, в части требования об оспаривании названных договоров, просила восстановить срок исковой давности для обращения в суд.
Представитель Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края Чугаева Е.Н. исковые требования не признала. Полагала, что истцами пропущен срок для обращения в суд с требованием о признании недействительными условий договоров-обязательств от 15 февраля 1995 года и 31 мая 1995 года. Также указала, что Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края в данной части требований является ненадлежащим ответчиком. По требованию о предоставлении социальной выплаты пояснила, что Завгородняя А. Н. состоит в Министерстве ЖКХ и энергетики Камчатского края на учете граждан, проживающих в Камчатском крае, имеющих право па получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с 13 ноября 2010 года в категории "пенсионеры" и вправе претендовать на социальную выплату на жилое помещение, право на получение которой подтверждается государственным жилищным сертификатом, но в порядке очередности, установленной ст. 2 Закона N 125-ФЗ, согласно дате постановки на соответствующий учёт. Оснований для внеочередного получения социальной выплаты Завгородняя А.Н. не имеет. Крюкова Е.Н, Крюков С.А, КрюковМ.А. на учете граждан, проживающих в Камчатском крае, имеющих право па получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в Министерстве ЖКХ и энергетики Камчатского края не состоят.
Рассмотрев дело, суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Завгородняя А.Н, не соглашаясь с решением суда, считая его необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Полагает, что суд неверно основывал решение на законодательстве, действующем с 2003 года. При разрешении настоящего спора суду надлежало руководствоваться нормами права, регулирующими спорные отношения по состоянию на 1995год. Указывает, что требования она основывает на положениях Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края указывает, что находит решение суда законным, обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права, отмене не подлежащим.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, возражения на неё, исследовав имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса, и не может превышать десяти лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен.
Согласно материалам дела истцы обратились в суд с иском к Министерству ЖКХ и энергетики Камчатского края о признании недействительными условий договоров-обязательств от 15 февраля 1995 года и от 31 мая 1995 года, заключенных Завгородней А.Н. и Юрченко П.П. с Объединенной дирекцией по строительству в Камчатской области.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемые договоры-обязательства фактически были исполнены, сторонами их подписавшими. Так, истцами во исполнение условий договоров-обязательств были внесены денежные средства на строительство приобретаемой квартиры в поселке "данные изъяты", а Камчатская дирекция по строительству на основании распоряжения главы Администрации Камчатской области от 29 августа 1995 года N 362-р произвела оплату в размере 33% от стоимости долевого строительства названной квартиры для семьи Завгородней А.Н. В сентября 1995 года Завгородняя А.Н. вселилась в построенное жилое помещение, которое оказалось с существенными недостатками. В дальнейшем по решению суда города Артема Приморского края от 4 марта 2002 года договор, заключенный 24 августа 1995 года между Завгородней А.Н. и ОАО "Завод ЖБИ-3" на долевое участие в строительстве 30-ти квартирного жилого дома в поселке "данные изъяты" был расторгнут, и в пользу Завгородней А.Н. взыскана стоимость указанной выше квартиры в размере 319044 рублей, неустойка в размере 50000 рублей, а также компенсация морального вреда в размере 10000 рублей.
Завгородней А.Н. 9 января 2003 года по договору купли-продажи приобретено жилое помещение, расположенное в г. Петропавловске-Камчатском, по "адрес", стоимость. 47568 рублей.
Указанные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 10 октября 2011 года с участием тех же лиц и в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ не доказываются вновь и не подлежат доказыванию при рассмотрении другого дела (л.д. 44-47).
Разрешая требования в указанной части, суд первой инстанции, установив, что полномочия по обеспечению реализации права граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на приобретение или строительство жилых помещений, согласно постановлению Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года N426-П "Об утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края" возложены на Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края с 2008года, а также то, что истцы при отсутствии доказательств уважительности причин обратились в суд с указанным требованием 23 мая 2017 года, пришел к обоснованному выводу об отказе в его удовлетворении в связи с пропуском срока.
Вместе с тем, судебная коллегия считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края является ненадлежащим ответчиком по данному требованию, поскольку, как следует из названного выше Положения и Распоряжения Правительства Камчатского края от 11 апреля 2008 года N 71-РП, ему были переданы все документы, необходимые для осуществления указанных выше полномочий, а также перешли все права и обязанности в части деятельности, связанной с предоставлением выплат для приобретения жилья гражданам, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года устанавливаются Федеральным законом от 25 октября 2002 года N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее по тексту Федеральный закон N125-ФЗ).
В частности, установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
В статье 2 Федерального закона N125-ФЗ законодатель установилпредоставление жилищных субсидий социально-значимым категориям получателей, с учетом очередности их предоставления исходя из особенностей этих категорий, по спискам, а именно: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами Iи II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленная статьей 2 Федерального закона N125ФЗ, в соответствии с Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N879, определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление.
Граждане, указанные в части первой статьи 2 названного закона и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу Федерального закона N125-ФЗ, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан (часть 3 статьи 2).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, реализация предусмотренного Федеральным законом N125-ФЗ права на предоставление жилищных субсидий с 1 января 2003 года поставлена законодателем в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих первоочередное право, а также равной категории, принятых на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий, то есть предусматривает возможность получения жилищной субсидии лишь в порядке очередности.
Как следует из материалов дела, Крюкова Е.Н, Крюков С.А. и КрюковМ.А. на учете не состоят и в список граждан, проживающих в Камчатском крае, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера не включены.
Завгородняя А.Н. принята на учет и состоит в списке граждан, проживающих в Камчатском крае, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера, 13ноября 2010 года в категории "пенсионеры", признана участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы составом семьи 1 человек. Вместе с тем, о праве на получение социальной выплаты в 2017 году заявило 56 семей из категории "граждане, признанные инвалидами Iи II групп, а также инвалидам с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности)" и 433 человека категории "пенсионеры" с датой постановки на учет с 18 мая 1993 года по 2ноября 2011 года.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истцов о возложении на Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края обязательства по исполнению услуги по переселению четырех камчадалов из районов Крайнего Севера незамедлительно, в виду отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
Оснований не согласиться с положенными в основу такого решения выводами суда, у судебной коллегии нет, поскольку эти выводы соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к выражению несогласия с выводами суда первой инстанции, не опровергают их правильности и не свидетельствуют о незаконности постановленного по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, оснований к отмене постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327-1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 11 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.