Петропавловск-Камчатский Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Венина А.Н,
при секретаре Пальминой Е.А,
при участии представителей административного истца акционерного общества "Дирекция по эксплуатации зданий" Ковеза Г.И. и Суббота О.А, представителя административного ответчика Правительства Камчатского края Лопковой Е.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Дирекция по эксплуатации зданий" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Дирекция по эксплуатации зданий" (далее - АО "ДЭЗ", Общество) обратилось в суд с иском к Правительству Камчатского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости - здания Дома быта с кадастровым N, назначение - нежилое, площадь - 6 977,4 м?, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего на праве собственности АО"ДЭЗ", в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Свои требования административный истец мотивировал следующим. Постановлением Правительства Камчатского края от 27 декабря 2012 года N595-П утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Камчатского края, на основании отчета от 26сентября 2012 года N37Д/41-01 "Об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Камчатского края" по состоянию на 29 июня 2012 года согласно приложению.
В соответствии с приложением к постановлению Правительства Камчатского края от 27декабря 2012 года N 595-П объекту недвижимости с кадастровым N определена кадастровая стоимость в размере 165927 092,99 рублей (пункт3759).
Посчитав, что результаты определения кадастровой стоимости необоснованно увеличивают расходы по уплате налога на имущество, АО "ДЭЗ" обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением, представив в обоснование кадастровой стоимости объекта недвижимости заключение эксперта от 18июля2017года N 261-17-И.
Согласно данному заключению, при анализе отчета об оценке от 26сентября2012года N 37Д/41-01 "Об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Камчатского края" в части оценки нежилого здания - Дом быта в "адрес" (отчет N 05/41-37Д от 24 сентября 2012 года) было установлено, что оценщиком использовались недостоверные сведения об объекте оценки и было допущено неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта оценки, что привело к искажению его кадастровой стоимости. На основании произведенных экспертом расчетов административный истец просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере 97000978 рублей 56копеек.
Представители административного истца Ковеза Г.И. и Суббота О.А, действующие на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, уточнили предмет административного иска, просили установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере 97476405 рублей.
Представитель административного ответчика Правительства Камчатского края Лопкова Е.И. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю, заинтересованное лицо Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю о времени и месте судебного заседания извещены, явку своих полномочных представителей в суд не обеспечили.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
В порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации протокольным определением судом принято уточнение административного искового требования в части установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 97476405 рублей.
В отзыве на административное исковое заявление административный ответчик Правительство Камчатского края выразил несогласие с требованиями административного истца. Указал, что в 2012 году на территории Камчатского края за счет бюджетных средств были выполнены работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости. Заказчиком работ являлась Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. В Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю заявителем было представлено заключение эксперта N1261-17 от 18 июля 2017 года, подготовленное оценщиком ООО АФК " "данные изъяты"" ФИО1, которое не отвечает требованиям статей 11 и 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Поскольку отчет об оценке объекта оценки АО "ДЭЗ" не был представлен, оснований для изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости не имеется.
Аналогичная позиция содержится в письменном отзыве заинтересованного лица Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю.
В письменном отзыве Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю указано, что представленное административным истцом заключение эксперта N 1261-17 от 18июля 2017 года, подготовленное оценщиком ООО АФК " "данные изъяты"" ФИО1, является частным мнением и не может быть признано документом, на основании которого возможно внести изменения в кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества. Одновременно полагает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку предметом данного искового заявления не является оспаривание действий регистрирующего органа, а Управление не является заказчиком и исполнителем работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 402 НК РФ кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона N135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, является одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Исходя из положений статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Согласно статье 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 года N 28) установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В пункте 6 постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 года N 28 указано, что с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться в том числе юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности.
Судом установлено, что акционерному обществу "Дирекция по эксплуатации зданий" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - здание Дома быта с кадастровым N, назначение - нежилое, площадь - 6 977,4 м?, расположенное по адресу: "адрес" (т.1 л.д. 33).
18 июня 2012 года Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) заключен государственный контракт N37Д/2012 с Федеральным государственным предприятием "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" на выполнение работ по теме: "Организация и проведение массовой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков)" с целью определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (т. 1 л.д. 203-244).
В пункте 7 постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 года N 28 разъяснено, что на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В связи с чем суд отклоняет довод Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю о том, что оно является ненадлежащим ответчиком.
Постановлением Правительства Камчатского края N 595-П от 27декабря 2012 года утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Камчатского края, на основании отчета от 26сентября 2012 года N37Д/41-01 (т. 1 л.д. 140).
Общий отчет от 26 сентября 2012 года N37Д/41-01 об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Камчатского края, содержит в том числе отчет N 05/41-37Д об определении рыночной стоимости объектов недвижимости - объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения, расположенных в Камчатском крае, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым N по состоянию на 29 июня 2012 года определена в размере 165927 093 рубля (т. 1 л.д. 148-161).
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю от 3 октября 2017 года заявление АО "ДЭЗ" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым N отклонено.
По ходатайству административного истца судом назначена судебная экспертиза, порученная эксперту ООО "Сахалинская оценочная компания "данные изъяты"" ФИО2 Перед экспертом поставлены вопросы: установить факт использования в отчете N 05/41-37Д от 24 сентября 2012года при определении стоимости объекта недвижимости недостоверные сведений, которые повлияли на величину кадастровой стоимости, и в случае выявления таких недостоверных сведений, определить кадастровую стоимость на указанный выше объект в соответствии с методом оценки, примененным в отчете N 05/41-37Д от 24сентября 2012 года.
В соответствии с положениями статей 59, 82 КАС РФ заключение эксперта не имеет преюдициального значения и относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
Исследовав заключение эксперта и сопоставив его содержание с материалами дела, суд приходит к выводу о том, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности и соответствует законодательству об оценочной деятельности, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в его результате выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Экспертиза выполнена ФИО2, членом саморегулируемой организации оценщиков "Российское общество оценщиков", стаж работы по специальности 20 лет. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Согласно экспертному заключению при определении стоимости объекта в отчете N 05/41-37Д от 24 сентября 2012 года была установлена и использована при расчете рыночной стоимости конструктивная система объекта недвижимости класса 3, предусматривающая основной материал несущих конструкций железобетон в бескаркасных системах (КС-3). Однако в техническом паспорте здания Дома быта в г. Петропавловске-Камчатском отражены: материал - бетон и конструктивные элементы - каркас, что соответствует классу 4 конструктивной системы (КС-4).
При этом в отчете об оценке N 05/41-37Д от 24 сентября 2012 года для определения стоимости объекта недвижимости оценщиком с использованием в качестве основного материала несущих конструкций материала класса КС-3 был применен метод сравнительной единицы, предусматривающий расчет затрат на замещение объекта оценки, то есть затрат, необходимых для создания аналогичного объекта с использованием материалов и технологий, применяющихся на дату оценки (современных технологий и материалов), которые согласно нормативным материалам соответствуют классу 6 (КС-6).
При таких обстоятельствах эксперт ООО "Сахалинская оценочная компания " "данные изъяты"" пришел к выводу о том, что в утвержденном административным ответчиком отчете были использованы недостоверные сведения, которые повлияли на величину кадастровой стоимости.
Экспертное заключение содержит подробное описание проведенных исследований, сведения об использованных материалах для производства экспертизы. Выводы оценщика мотивированы со ссылками на нормативные документы, изложены ясно и не допускают их неоднозначного толкования.
Поскольку документальных данных, опровергающих изложенные выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объекта недвижимости административными ответчиками не представлено, ходатайство о проведении повторной или дополнительной судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости не заявлено, суд приходит к выводу о возможности установления кадастровой стоимости объекта недвижимости - здания Дома быта с кадастровым N в размере 97476405 рублей.
В абзацах 3 и 4 пункта 25 постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 года N 28 судам разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Как следует из материалов дела, в досудебном порядке с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю административный истец обратился 31 июля 2017 года (т. 1 л.д. 15,16).
На момент принятия решения суду не представлены доказательства внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленных в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Обращаясь в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, АО "ДЭЗ" уплатило государственную пошлину в размере 2 000 рублей (т. 1 л.д. 12). Доказательств понесенных лицами, участвующими в деле, иных расходов, связанных с рассмотрением настоящего спора, суду на дату судебного заседания не представлено. Однако данное обстоятельство не препятствует сторонам обратиться с заявлением о возмещении судебных расходов.
При разрешении вопроса о распределении судебных расходов, суд руководствуется разъяснениями, изложенными в пункте 31 постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 года N 28, где указано, что в случае удовлетворения требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте оценки, судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей подлежат взысканию в пользу административного истца с Правительства Камчатского края, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление акционерного общества "Дирекция по эксплуатации зданий" об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.
Установить по состоянию на 29 июня 2012 года кадастровую стоимость объекта недвижимости - здания Дома быта с кадастровым N, назначение - нежилое, площадь - 6 977,4 м?, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего на праве собственности акционерного общества "Дирекция по эксплуатации зданий" в размере 97476405 рублей.
Датой подачи заявления считать 31 июля 2017 года.
Взыскать с Правительства Камчатского края в пользу акционерного общества "Дирекция по эксплуатации зданий" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в апелляционную инстанцию Камчатского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 22 февраля 2018 года.
Председательствующий А.Н. Венин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.