Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики РФ в составе председательствующего Карлинова С.В., судей Алексеева Д.В., Орловой И.Н., при секретаре судебного заседания Никитине П.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению прокурора Моргаушского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Казенному учреждению Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики ("КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии) о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, поступившее по апелляционной жалобе Казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 октября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Карлинова С.В, пояснения прокурора Власовой Ю.М, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия,
установила:
прокурор Моргаушского района Чувашской Республики обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Казенному учреждению Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики ("КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии) о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Моргаушского района Чувашской Республики выявлено нарушение. Так, на пешеходном переходе на 4 км.+475 м. автодороги "Сура" у МБОУ "Нискасинская СОШ" отсутствует стационарное наружное освещение, что нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, защиту жизни и здоровья гражданина, в том числе обучающихся в них граждан - пользователей автомобильных дорог Моргаушского района Чувашской Республики. Предписание ОГИБДД ОМВД по Моргаушскому району N 24 от 11.03.2017 года о необходимости оборудования на данном пешеходном переходе стационарного наружного освещения, вынесенное в адрес "КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии, последним не исполнено. Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Моргаушского района Чувашской Республики, учитывая требования ГОСТ Р 52766-2007, просил обязать "КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии устранить нарушения законодательства, в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда оборудовать стационарное наружное освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников) на пешеходном переходе на 4 км.+475 м. автодороги "Сура" у МБОУ "Нискасинская СОШ".
В судебном заседании прокурор Варягина А.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика "КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии Егорова А.А. исковые требования не признала, пояснив, что в 2017 году на данном пешеходном переходе отмеченной автодороги оборудовать стационарное наружное освещение не представляется возможным, в связи с тем, что Законом Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2017 год" по разделу "Дорожное хозяйство" строительство стационарного наружного освещения на указанных участках автомобильных дорог не предусмотрено.
Представители третьих лиц администрации Моргаушского района Чувашской Республики, администрации Ярославского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, Управления ГИБДД МВД по Чувашской Республике в судебное заседание не явились.
Представитель третьего лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики в суд не явился, предоставил отзыв на иск, в котором просил об отказе в удовлетворении заявленных требований. В отзыве указано, что в соответствии с распределением средств республиканского бюджета Чувашской Республики на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) значения на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденным Кабинетом Министров Чувашской Республики от 08.02.2017 года N 34, денежные средства на обустройство стационарного наружного освещения на пешеходном переходе на 4 км. +475 м. автодороги "Сура" у МБОУ "Нискасинская СОШ" не предусмотрены.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 октября 2017 года установлено:
"Обязать Казенное учреждение Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем выполнения в соответствии с проектом организации дорожного движения и ГОСТ Р 52766-2007 в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу следующих мероприятий: на пешеходном переходе на 4 км.+475 м. автодороги "Сура" у МБОУ "Нискасинская СОШ" оборудовать стационарное наружное освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Взыскать с Казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета г. Чебоксар".
Не согласившись с указанным решением суда, Казенное учреждение Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики подало на него апелляционную жалобу по мотивам незаконности и необоснованности. Отмечено, что судом не учтено положение Федерального закона от 05.04.2013 года N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", по которому проведение мероприятий, указанных в исковом заявлении истца, требует значительных временных затрат и возможно к реализации лишь в 2019 году.
Изучив материалы дела, проверив решение в пределах доводов жалобы, выслушав прокурора, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Положениями ст. 30 указанного Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ установлено, что федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги (ст. 12).
В силу пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м; на автобусных остановках, пешеходных переходах.
Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Моргаушского района Чувашской республики совместно с отделом ГИБДД ОМВД по Моргаушскому району установлено, что на пешеходном переходе на 4 км. +475 м. автодороги "Сура" у МБОУ "Нискасинская СОШ" в Моргаушском районе Чувашской Республики не оборудовано стационарное наружное освещение, что противоречит п. 4.5.2.4 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".
Предписание ОГИБДД ОМВД по Моргаушскому району N 24 от 11.03.2017 года о необходимости оборудования на данном пешеходном переходе стационарного наружного освещения, вынесенное в адрес "КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии, последним не исполнено.
Указанный факт нарушения требований закона и его обязанность по устранению данного нарушения ответчиком не оспариваются.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства, дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права и пришел к правильному выводу об обоснованности заявленного прокурором требования и правомерно возложил на КУ Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" обязанность по устранению выявленного нарушения, поскольку отсутствие стационарного освещения влечет опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни, здоровью граждан, причинения имущественного ущерба неопределенному кругу лиц.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они сделаны на основании правильно и полно установленных юридически значимых обстоятельств по делу, при верном применении норм материального права.
Ссылка Казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики о недостаточности бюджетных средств для устранения выявленных нарушений правомерно отклонена судом, поскольку отсутствие денежных средств не является в данном случае основанием для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий государственных органов с наличием или отсутствием финансовой возможности на момент рассмотрения спора.
Доводы жалобы о том, что в иске необходимо отказать, поскольку проведение мероприятий, указанных в исковом заявлении, требует значительных временных затрат и возможно к реализации лишь в 2019 году, для непосредственного осуществления отмеченных мероприятий необходимо совершить ряд достаточно сложных и необходимых процедур, не могут быть признаны влекущими отмену или изменения решения суда, так как данное обстоятельство не определяет наличие или отсутствие необходимости в выполнении перечисленных истцом работ, поскольку приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, является одним из принципов обеспечения безопасности дорожного движения.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указания на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Оснований для иной оценки доказательств по делу не имеется.
Таким образом, нарушений норм права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не являются обоснованными и влекущими правовые последствия по делу.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Апелляционную жалобу Казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 октября 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Карлинов С.В.
Судьи: Алексеев Д.В.
Орлова И.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.