Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е,
судей Лелекова Н.Г. и Ваулина А.А,
при секретаре Матвеевской А.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа "Город
Йошкар-Ола" на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 ноября 2017 года, которым постановлено обязать администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" заключить с Шиловой Е. С. договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "... "
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Ваулина А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шилова Е.С. обратилась в суд с иском к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", в котором в окончательно сформулированных требованиях просила обязать администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" заключить с ней договор найма служебного жилого помещения расположенного по адресу: "... "
В обоснование требований указала, что она проходит военную службу по контракту в войсковой части 05203, дислоцированной в г. Йошкар-Оле. Территориальным отделением г. Йошкар-Олы ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации ей распределено жилое помещение по адресу: "... ". на период прохождения службы, однако администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" отказано в заключение договора найма служебного жилого помещения, с чем она не согласна.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе Шиловой Е.С. в удовлетворении исковых требований. Считает решение суда принятым с нарушением норм материального права. Указывает, что спорное жилое помещение не включено в специализированный жилищный фонд, договор найма служебного жилого помещения с военнослужащими должно заключать Министерство обороны Российской Федерации.
В возражениях на жалобу ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, приводит доводы в поддержку принятого решения.
Выслушав объяснения Шиловой Е.С, представителя третьего лица ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Черкашиной К.И, просивших решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Шилова Е.С. проходит военную службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, состоит в списках на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения службы в г. Йошкар-Ола, с 26 ноября 2013 года с составом семьи два человека.
Согласно сообщению территориального отделения г. Йошкар-Олы ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 20 июня 2017 года Шиловой Е.С. на состав семьи два человека распределено жилое помещение по адресу: "... ". Указанная квартира является муниципальной собственностью.
Письмом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от
23 августа 2017 года N "... " сообщено, что вопрос о заключении с Шиловой Е.С. договора найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "... " не может быть рассмотрен по существу в связи с тем, что решение о включении данного жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением его к служебному жилому помещению не принималось. Дополнительно сообщено, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 28 апреля 2017 года принято решение о согласовании к распределению спорного жилого помещения при условии распределения по договору социального найма уполномоченным органом в соответствии с требованиями, установленными статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
С 22 апреля 2002 года указанное жилое помещение занимал военнослужащий Б., который освободил жилое помещение в связи с переводом к новому месту службы. Спорная квартира сдана
Б. администрации городского округа "Город Йошкар-Ола"
28 марта 2017 года.
Согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации
служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в частности, в связи с прохождением службы.
Статьями 99, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что служебные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления...
В силу статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Шиловой Е.С. требования, суд первой инстанции правильно исходил из положений пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и того, что за военнослужащими и членами их семей закреплено действующим законодательством право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному или муниципальному жилищному фонду.
Пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Данной нормой законодатель установилправо военных организаций на повторное заселение жилых помещений военнослужащими, независимо от того, к государственному или муниципальному жилищному фонду относятся эти помещения.
Из изложенного следует, что Федеральный закон от 27 мая 1998 года
N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей при освобождении ими данных помещений.
Принимая во внимание, что за военными организациями сохраняется право на повторное заселение жилых помещений военнослужащими, указанные организации пользуются правами, предусмотренными
статьями 99, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности, правом решения вопроса о распределении данных помещений в качестве служебных.
Указанному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов, в том числе органов местного самоуправления, как собственников жилищного фонда в соответствии со статьей 100 Жилищного кодекса Российской Федерации заключать с военнослужащими договоры найма распределенных вышеуказанным образом жилых помещений.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не допущено нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта.
Доказательств того, что спорная квартира передана другому военнослужащему и не является свободной, материалы дела не содержат. Ответчик не оспаривает, что ранее жилое помещение занимал военнослужащий.
Доводы жалобы о том, что спорное жилое помещение не включено в специализированный жилищный фонд, не влияют на правильность выводов об удовлетворении исковых требований и на законность принятого решения суда, поскольку при разрешении вопроса о предоставлении истцу спорной квартиры ответчик не лишен возможности разрешить одновременно вопрос о придании спорному жилому помещению в установленном порядке статуса служебного.
Доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, жалоба не содержит, ее доводы основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку правильно установленных судом обстоятельств дела, являлись предметом оценки суда первой инстанции, по ним в решении содержатся мотивированные выводы, с которыми согласилась судебная коллегия.
Решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи Н.Г.Лелеков
А.А.Ваулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.