Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Минаева Е.В,
судей Чернышовой Н.И, Загорской О.В,
при секретаре Фатневой Т.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Пронина И.В.
на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 24 октября 2017 года
по иску Пронина И.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.
УСТАНОВИЛА:
Пронин И.В. в обоснование исковых требований указал, что 06 декабря 2016 года обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости согласно п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ " О страховых пенсиях". Решением пенсионного органа N 846261/16 от 03 марта 2017 года ему отказано в назначении страховой пенсии, так как по представленным документам стаж работы составляет 5 лет 5 месяцев 26 дней, при требуемом стаже 15 лет, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
С указанным решением истец не согласен в связи со следующим.
Согласно п. 16 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента а размере не менее 30, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органами исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшими в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
02 марта 2001 года он принят на работу в качестве спасателя г разряду в Управление по делам ГО и ЧС поисково-спасательного отряда. О приеме на работу имеется запись в трудовой книжке N 12.
31 мая 2002 года в порядке перевода принят в МУ " Служба спасений" и с 03 июня 2002 года принят спасателем в МУ АСС "Служба спасения" (поисково-спасательный отряд). О приеме на работу в порядке перевода имеются записи в трудовой книжке N 13, N 14.
05 июля 2002 года переведен на должность старшего смены спасателей Муниципального учреждения аварийно-спасательной службы спасения г. Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края.
04 мая 2011 года уволен по собственному желанию.
10 мая 2011 года принят на должность спасателя 2 класса в поисковоспасательное подразделение Северо-Кавказского регионального поисковоспасательного отряда МЧС РОССИИ и с 10 января 2012 года присвоена квалификация спасателя 1 класса.
Согласно справке ФГКУ "Северо-Кавказский региональный поисковоспасательный отряд МЧС России" N181 от 13 декабря 2016 года он работает на постоянной основе в должности спасателя 1 класса поисково-спасательного подразделения по настоящее время, работа осуществлялась постоянно, полный день.
В страховой стаж работы по п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400- ФЗ не засчитаны периоды работы: с 03 июня 2002 года по 04 июля 2002 года в качестве спасателя в МУ АСС "Служба спасения"; с 05 июля 2002 года по 04 мая 2011 года в качестве старшего смены спасения в учреждении Аварийно- спасательной службы "Служба спасения" г. Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края.
В указанные периоды работы выполнял трудовые обязанности по характеру работы, соответствующие требованиям работы спасателя в профессиональных аварийно-спасательных службах Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, что, по мнению истца, дает право на льготное исчисление пенсии по п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Кроме того, периоды работы подтверждаются записью в трудовой книжке.
В соответствии с действующим законодательством основным документом, подтверждающим трудовую деятельность, является заполненная надлежащим образом трудовая книжка работника.
Также, в книжке спасателя указано, что он владеет специальностями слесаря-сантехника, слесаря котельной, водителя, водолаза. По результатам аттестации ему присвоена квалификация спасателя 1 класса. В книжке спасателя с 02 августа 2001 года по настоящее время имеются. участии в ликвидации последствий ЧС техногенного и природного характера чем имеются записи в книжке спасателя за период с 02 августа 2001 года г.: настоящее время.
На дату подачи заявления о назначении страховой пенсии от 16 декабря 2016 года, его страховой стаж составляет 15 лет 4 месяца 16 дней.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.
Поскольку он обратился с заявлением о назначении пенсии 06 декабря 2016 года, право на назначение трудовой пенсии возникает с даты обращения с заявлением о пенсионном обеспечении.
По изложенным основаниям Пронин И.В. просил суд признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; обязать ответчика включить в стаж работы спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций периоды работы: с 02 июля 2001 года по 31 мая 2002 года в должности спасателя в поисково-спасательном отряде в Муниципальном учреждении "Поисковоспасательный отряд" г. Минеральные Воды: с 03 июня 2002 года по 04 июля 2002 года в качестве спасателя в МУ АСС "Служба спасения"; с 05 июля 2002 года по 04 мая 2011 года в качестве старшего смены спасения в учреждении Аварийно-спасательной службы "Служба спасения" г. Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края; обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию с даты возникновения права на назначение досрочной трудовой пенсии, то есть с 16 декабря 2016 года.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 24 октября 2017 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Пронин И.В. просит решение отменить, указал, что является аттестованным сотрудником с присвоением квалификации спасатель 1 класса, следовательно, выполнял те же должностные обязанности и характер работы отвечает тем же требованиям, что и работа спасателя в профессиональных аварийно-спасательных службах Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, что дает ему право на льготное исчисление пенсии.
В возражениях на жалобу ответчик просит решение оставить без изменения как законное и обоснованное.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания в суд апелляционной инстанции не направили, доказательств уважительности причины неявки не представили.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пп. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
В соответствии с ч. 2 того же Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организационную структуру МЧС России.
Аналогичное правовое регулирование имелось и в период действия Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пп. 16 п. 1 ст. 27), когда истец выполнял соответствующую трудовую функцию.
Как установлено судом первой инстанции, 02 марта 2001 года он принят на работу в качестве спасателя г разряду в Управление по делам ГО и ЧС поисково-спасательного отряда. О приеме на работу имеется запись в трудовой книжке N 12.
31 мая 2002 года в порядке перевода принят в МУ " Служба спасений" и с 03 июня 2002 года принят спасателем в МУ АСС "Служба спасения" (поисково-спасательный отряд). О приеме на работу в порядке перевода имеются записи в трудовой книжке N 13, N 14.
05 июля 2002 года переведен на должность старшего смены спасателей Муниципального учреждения аварийно-спасательной службы спасения г. Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края.
04 мая 2011 года Пронин И.В. уволен по собственному желанию.
10 мая 2011 года Пронин И.В. принят на должность спасателя 2 класса в поисково-спасательное подразделение Северо-Кавказского регионального поисково-спасательного отряда МЧС РОССИИ и с 10 января 2012 года присвоена квалификация спасателя 1 класса.
Согласно справке ФГКУ "Северо-Кавказский региональный поисковоспасательный отряд МЧС России" N181 от 13 декабря 2016 года он работает на постоянной основе в должности спасателя 1 класса поисково-спасательного подразделения по настоящее время, работа осуществлялась постоянно, полный день.
В страховой стаж работы по п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400- ФЗ не засчитаны периоды работы: с 03 июня 2002 года по 04 июля 2002 года в качестве спасателя в МУ АСС "Служба спасения"; с 05 июля 2002 года по 04 мая 2011 года в качестве старшего смены спасения в учреждении Аварийно- спасательной службы "Служба спасения" г. Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края.
Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Положениями п. 1 постановления Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 года N 702.
Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "спасатель", установленной в соответствии с постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993 года N 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.
Работникам других спасательных подразделений право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в пп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ и пп. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.
Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Так, в силу пп. "д" п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.
В соответствии с пп. "е" п. 2 ст. 11 указанного Закона органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 20 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения.
Указанные обстоятельства согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 года N 551-О-П.
Спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов РФ и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, поэтому правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости не пользуются. Не имеют этого права и работники аварийно-спасательных служб и формирований, создаваемых в организациях, а также в других министерствах и ведомствах.
Принимая решение, суд принял во внимание, что указанные истцом места работы не являются структурными подразделениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и что сама работа истца основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с мнением суда о том, истец не имеет законное право на включение в специальный спорного периода и на назначение пенсии по старости ранее общеустановленного законом возраста.
Решение постановлено судом при правильном установлении юридически значимых обстоятельств с соблюдением требований процессуального и материального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, свидетельствуют о несогласии с оценкой обстоятельств дела, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании и применении положений законодательства.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 24 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.