Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Калоевой З.А,
судей краевого суда Калединой Е.Г, Шеховцовой Э.А,
при секретаре судебного заседания Тациевой А.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Решетникова С.Н. на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 24 октября 2017 г. по гражданскому делу по иску Решетникова С.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Калоевой З.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решетников С.Н. обратился с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску (межрайонное) (далее - ГУ - УПФ РФ по г. Пятигорску) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в обоснование которого указал следующее. 03.11.2016 он обратился в ГУ - УПФ РФ по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости согласно п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением от 02.02.2017 ему отказано в назначении страховой пенсии, так как по представленным документам стаж его работы составляет 5 лет 8 месяцев 24 дня, при требуемом стаже 15 лет, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста. С указанным отказом он не согласен. В период с 03.06.2002 по 17.01.2011 он выполнял трудовые обязанности по характеру работы соответствующие требованиям работы спасателя в профессиональных аварийно-спасательных службах Министерства Российской Федерации по дела гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, периоды работы подтверждаются записями в трудовой книжке. Просил суд признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязать включить в стаж работы спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций периоды работы: с 03.06.2002 по 03.04.2006 в качестве старшего смены спасателей в учреждении аварийно-спасательной службы "Служба спасения" г. Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края, с 04.04.2006 по 14.08.2009 в качестве старшего смены спасения в учреждении аварийно-спасательной службы "Служба спасения" г. Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края; с 19.08.2009 по 11.01.2010 в должности начальника поисково-спасательной группы в муниципальном учреждении "Служба спасения" города-курорта Железноводска, с 15.01.2010 по 17.01.2011 в должности старшего смены спасателей аварийно-спасательной службе "Служба спасения" г. Минеральные Воды; обязать назначить ему досрочную трудовую пенсию с даты возникновения права на назначение досрочной трудовой пенсии.
Обжалуемым решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 24.10.2017 отказано в удовлетворении искового заявления Решетникова С.Н. к ГУ - УПФ РФ по г. Пятигорску о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Решетников С.Н. просит отменить вышеуказанное решение суда и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. С решением суда не согласен, считает решение незаконным и необоснованным, поскольку согласно Конституции Российской Федерации все граждане имеют право на пенсионное обеспечение. Как следует из книжки спасателя, трудовой книжки подтверждается его занятость полный рабочий день, добросовестное выполнение трудовых обязанностей и участие в аварийно-спасательных работах. В спорные периоды работы он выполнял трудовые обязанности по характеру работы соответствующие требованиям работы спасателя в профессиональных аварийно-спасательных службах Министерства Российской Федерации по дела гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, что дает ему право на льготное исчисление пенсии.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу начальник управления ПФР Медведева О.А. просит оставить решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 23.10.2017 без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Суд первой инстанции при рассмотрении гражданского дела и судебная коллегия краевого суда в процессе проверки решения по доводам апелляционной жалобы установили следующее.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
В силу ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как установлено материалами данного дела, 03.11.2016 Решетников С.Н, "... " г/р, обратился в ГУ - УПФ РФ по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району Ставропольского края за досрочным назначением страховой пенсии по старости по п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - УПФ РФ по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району N 765262/16 от 02.02.2017 Решетникову С.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" из-за отсутствия требуемых 15 лет работы (л.д. 10-13).
В стаж работы Решетникова С.Н. по п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не засчитаны периоды работы:
- по совместительству (согласно копии приказов) с 02.07.2001 по 31.05.2002 в должности спасателя в поисково-спасательном отряде в МУ "Поисково-спасательный отряд" г. Минеральные Воды, поскольку право на льготное пенсионное обеспечение имеют лица, постоянно работавшие спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России. Согласно постановлению главы г. Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края от 18.12.2001 N 881 указанное учреждение создано и финансировалось из местного бюджета. В выписке из лицевого счета застрахованного лица отсутствует код льготной профессии;
- с 03.06.2002 по 03.04.2006 в качестве ст. смены спасателей в Аварийно-спасательной службе "Служба спасения", поскольку указанная должность не предусмотрена Перечнем от 01.10.2001 N 702, а также право на льготное пенсионное обеспечение имеют лица, постоянно работавшие спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России. Кроме того, в указанный период работы заявитель находился в отпуске без сохранения заработной платы 1 месяц 29 дней. В выписке из лицевого счета застрахованного лица отсутствует код льготной профессии;
- с 04.04.2006 по 14.08.2009 в качестве старшего смены спасателей в учреждении Аварийно-спасательной службы "Служба спасения" г. Минеральные Воды и Минераловодского района, поскольку указанная профессия не предусмотрена Перечнем от 01.10.2001 N 702, а также право на льготное пенсионное обеспечение имеют лица, постоянно работавшие спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России. В выписке из лицевого счета застрахованного лица отсутствует код льготной профессии;
- с 19.08.2009 по 11.01.2010 в должности начальника поисково-спасательной группы в МУ "Служба спасения" города-курорта Железноводска, поскольку право на льготное пенсионное обеспечение имеют лица, постоянно работавшие спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России. В выписке из лицевого счета застрахованного лица отсутствует код льготной профессии;
- с 15.01.2010 по 17.01.2011 в должности старшего смены спасателей в Аварийно-спасательной службе "Служба спасения" г. Минеральные Воды, поскольку указанная профессия не предусмотрена Перечнем от 01.10.2001 N 702, а также право на льготное пенсионное обеспечение имеют лица, постоянно работавшие спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России. В выписке из лицевого счета застрахованного лица отсутствует код льготной профессии;
- нахождения в командировках с 13.04.2011 по 15.04.2011, с 19.12.2011 по 23.12.2011, с 21.01.2013 по 24.01.2013, поскольку Правилами N 516 не предусмотрена возможность включения в стаж на соответствующих видах работ указанных периодов.
ГУ - УПФ РФ по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району было установлено, что стаж работы Решетникова С.Н. по п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составляет 5 лет 8 месяцев 24 дня. Страховой стаж составляет 28 лет 3 месяца 3 дня.
Как следует из трудовой книжки АТ-V N 3296917 Решетников С.Н. в период:
- с 02.07.2001 по 31.05.2002 работал в должности спасателя в поисково-спасательном отряде в МУ "Поисково-спасательный отряд" г. Минеральные Воды;
- с 03.06.2002 по 03.04.2006 работал в качестве ст. смены спасателей в Аварийно-спасательной службе "Служба спасения";
- с 04.04.2006 по 14.08.2009 работал в качестве старшего смены спасателей в учреждении Аварийно-спасательной службы "Служба спасения" г. Минеральные Воды и Минераловодского района;
- с 19.08.2009 по 11.01.2010 работал в должности начальника поисково-спасательной группы в МУ "Служба спасения" города-курорта Железноводска;
- с 15.01.2010 по 17.01.2011 работал в должности старшего смены спасателей в Аварийно-спасательной службе "Служба спасения" г. Минеральные Воды (л.д. 14-31).
Вышеизложенное также подтверждается справками: МУ "Управление по защите населения, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Минераловодского муниципального района Ставропольского края" N 84/21 от 12.08.2009; Учреждения аварийно-спасательной службы "Служба спасения" г. Минеральные Воды N 111 от 12.08.2009; архивной справкой архивного отдела администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края N 1263 от 24.05.2017 (л.д. 32-35).
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции на основании исследованных доказательств, которым дана оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применив в рассматриваемом споре нормы материального права, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Решетникова С.Н.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входя в систему МЧС России, поэтому правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости не пользуются. Не имеют этого права и работники аварийно-спасательных служб и формирований, создаваемых в организациях, а также в других министерствах и ведомствах.
Оценивая законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Как следует из п/п. 16 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организационную структуру МЧС России.
Аналогичное правовое регулирование имелось и в период действия Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п/п. 1 п. 1 ст. 27), когда истец выполнял соответствующую трудовую функцию.
Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Положениями п. 1 постановления Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 702.
Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "спасатель", установленной в соответствии с постановлением Минтруда России от 20.04.1993 N 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.
Работникам других спасательных подразделений право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в п/п. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 171-ФЗ и п/п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.
Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Так, в силу п/п. "д" п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.
В соответствии с п/п. "е" п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 20 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения.
Указанные обстоятельства согласуются с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 N 551-О-П.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что принятое ответчиком решение об отказе в назначении Решетникову С.Н. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" является законным и обоснованным в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа работы.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, приведенную в суде первой инстанции, по существу аналогичны тем доводам, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку, и сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств по делу. Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств судебная коллегия не усматривает, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные. Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции мотивированы, сделаны при правильном определении юридически значимых обстоятельств, надлежащей оценке представленных доказательств и основаны на нормах материального права. Процессуальные действия судьи в части движения дела, сбора доказательств и их оценки основаны на законе и не могут быть признаны как необъективный подход к рассмотрению дела.
В соответствии с пунктом 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе: оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исходя из изложенного, постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о законности и обоснованности судебного решения, а доводы апелляционной жалобы не содержат, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правовых оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 24 октября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.