Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего судьи Минаева Е.В.
судей Калоевой З.А. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Богдановой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 февраля 2018 года
дело по апелляционной жалобе Уракшиева К.А.
на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 16 октября 2017 года
по делу по иску Уракшиева К.А. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации г.Ессентуки о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным, признании права на получение льгот по оплате жилой площади
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
установила:
Уракшиев К.А. обратился с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным, признании права на получение льгот по оплате жилой площади.
В обоснование требований указал, что он является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением, выданным Министерством Внутренних дел РФ "... " от 25 ноября 2004 года.
Согласно пп. 5 п. 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
Он обратился к Руководителю Управления труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки с заявлением от 17 февраля 2017 года, повторно от 13 июля 2017 года и претензией от 13 августа 2017 года о предоставлении льготы на оплату жилого помещения по адресу: 357601 г. Ессентуки ул. "... ", в размере 50%.
В письменном пояснении Руководителем УТЗН ему отказано в предоставлении льготы со ссылкой на утвержденное постановление Правительства Ставропольского края от 17 сентября 2008 года N145-п.
С указанным отказом он не согласен, считает его незаконным и необоснованным, противоречащим требованиям Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона "О статусе военнослужащих", Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения о коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 17.09.2008 N 145-п.
Полагает, что его семья не может быть лишена предоставленного положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" права на получение мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам боевых действий и членам их семей только по причине отсутствия регистрации по месту фактического проживания.
Он и члены его семьи фактически проживают по адресу: г. Ессентуки, ул. "... ", на основании заключенного в установленном законом порядке договора найма, другого жилья не имеют.
Уракшиев К.А. просил суд признать незаконным отказ N "... " от 17 августа 2017 года в предоставлении мер социальной поддержки в виде оплаты 50% площади жилого помещения по адресу: г.Ессентуки, ул. "... ", признать за ним и членами его семьи право на получение льгот по плате жилой площади жилого помещения по указанному адресу с 08 августа 2013 года.
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 16 октября 2017 года в удовлетворении исковых требований Уракшиева К.А. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки отказано.
В апелляционной жалобе Уракшиев К.А. указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, так как не соответствует требованиям гражданского законодательства.
Повторяя доводы, изложенные в исковом заявлении, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать за ним и членами его семьи право на получение льгот по оплате жилой площади по адресу: г.Ессентуки, ул. "... ", с 08.08.2013.
Возражений на данную жалобу не поступило.
Истец и представитель ответчика, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда не явились. Истец о причинах неявки не известил, начальник УТСЗН администрации города Ессентуки Литвинова И.М. направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления. Учитывая, что стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с требованиями статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского края находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены или изменения вынесенного по делу решения суда первой инстанции, ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
основаниями отмены или изменения решений суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда, изложенных в судебном решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, существенное нарушение положений процессуального закона и неправильное применение норм материального закона.
При рассмотрении дела судом первой инстанции таких нарушений не допущено.
Разрешая возникший между сторонами спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Уракшиева К.А, суд исходил из того, что Управление труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки отказало Уракшиеву К.А. в приеме документов, а не в предоставлении мер социальной поддержки. При этом управление известило истца об отказе в принятии документов к рассмотрению, направив Уракшиеву К.А. соответствующее уведомление о том, что он не предоставил пакет требуемых по закону документов.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, основанными на верной оценке юридически значимых обстоятельств дела, и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий предусмотрены статьей 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", в том числе оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими (подпункт 5 пункта 1 приведенной статьи).
Статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 данного Федерального закона.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 данной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.
Из анализа приведенных норм федерального законодательства следует, что такие меры социальной поддержки, предоставляемые за счет средств федерального бюджеты, должны соответствовать 50 процентам расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исходя из фактически занимаемой ветераном боевых действий площади и потребляемых коммунальных услуг.
Порядок, определяющий механизм и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных, в том числе и федеральным законом "О ветеранах", утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 17.09.2008 N 145-п.
В соответствии с пунктом 2 указанного выше Порядка меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация на ЖКУ) предоставляются гражданам по месту их регистрации по месту жительства или регистрации по месту пребывания на территории Ставропольского края органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, наделенными отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области социальной защиты населения, переданными Российской Федерацией для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы соцзащиты).
Пункт 7 Порядка предусматривает, что для назначения компенсации на ЖКУ гражданин, его законный представитель или доверенное лицо (далее - заявитель) подает в орган соцзащиты по месту регистрации гражданина по месту жительства (регистрации по месту пребывания) на территории Ставропольского края либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае по месту регистрации гражданина по месту жительства (регистрации по месту пребывания) на территории Ставропольского края (далее - многофункциональный центр) заявление о назначении компенсации на ЖКУ и способе ее доставки по форме, утверждаемой министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края (далее - заявление), и представляет паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность. В случае подачи заявления законным представителем или доверенным лицом он представляет также документ, удостоверяющий его личность, и документ, подтверждающий его полномочия.
К заявлению прилагаются: документы, удостоверяющие регистрацию гражданина по месту жительства или регистрацию по месту пребывания на территории Ставропольского края; документы о праве гражданина на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные законодательством Российской Федерации для соответствующей категории; документы, подтверждающие (для каждого члена семьи, на которого в соответствии с законодательными актами, указанными в пункте 1 настоящего Порядка, распространяются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг) степень родства (свойства) (свидетельство о браке, свидетельство о рождении, свидетельство об установлении отцовства, свидетельство о перемене имени).
В случае направления заявления и документов посредством почтовой связи (заказным письмом) заявление и документы должны быть удостоверены в установленном порядке.
В случае представления заявителем документов не в полном объеме и (или) неправильно оформленных орган соцзащиты в течение 2 рабочих дней со дня их представления направляет заявителю уведомление о перечне недостающих документов и (или) документов неправильно оформленных (далее - уведомление).
Если в течение одного месяца со дня получения уведомления заявитель не представил в орган соцзащиты указанные в уведомлении документы, орган соцзащиты отказывает заявителю в принятии заявления и документов к рассмотрению. При этом заявитель имеет право повторно обратиться за назначением компенсации на ЖКУ с соблюдением требований, установленных настоящим Порядком. Обязанность подтверждения даты получения уведомления лежит на заявителе.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Уракшиев К.А. является ветераном боевых действий, что подтверждается соответствующим удостоверением (л.д. 36).
17.02.2017 Уракшиев К.А. обратился в Управление труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки с заявлением о предоставлении льготы на оплату - жилого помещения по адресу: 357601 г. Ессентуки ул. "... " в размере 50%, в соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (л.д. 43).
Из содержания заявления видно, что к заявлению истец приложил договор найма служебного жилого помещения, справку от ЗАО ЕРКЦ и копии чеков по оплате коммунальных услуг.
13.07.2017 Уракшиев К.А. обратился в Управление труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки с повторным заявлением, к которому приложил аналогичный пакет документов (л.д. 42), а 13.08.2017 направил претензию с требованием о предоставлении письменного ответа на заявление от 13.07.2017 (л.д. 41).
В материалы дела предоставлено уведомление N "... "от17.08.2017, направленное Управлением труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки о перечне недостающих и не правильно оформленных документах, и сроках их предоставления, в адрес истца Уракшиева К.А.
В данном уведомлении указано, что истец не предоставил информацию о регистрации по месту жительства (регистрации по месту пребывания) у него и членов семьи. Заявление не соответствует форме утвержденной министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края. Кроме того, Уракшиеву К.А. разъяснено, что заявление и документы должны быть удостоверены в установленном порядке (л.д. 36).
Как правильно указано судом, истец ошибочно расценивает данное уведомление в качестве отказа в предоставлении мер социальной поддержки, поскольку в действительности Уракшиеву К.А. направлено письменное сообщение о том, что предоставленный им пакет документов является неполным и неправильно оформленным, в связи с чем он должен устранить допущенные недостатки.
Данный ответ не может расцениваться в качестве нарушения прав истца, ввиду следующего.
Как неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О, от 15 апреля 2008 года N 314-О-О и др.).
Реализация права гражданина на получение мер социальной поддержки, пенсии, пособия или иных выплат также происходит в рамках соответствующих предусмотренных законом процедур, а не произвольно, исходя из одного только факта наличия у гражданина данного права.
При этом законодательное регулирование, имеющее целью создание правового механизма реализации права на получение определенной категорией граждан ежемесячной денежной компенсации или иной выплаты, не может рассматриваться как нарушающее право конкретного гражданина на получение мер социальной поддержки.
В силу прямого указания закона реализация права должна происходить в порядке, определенном федеральными нормативными правовыми актами, а также нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, законами, иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановление Правительства Ставропольского края от 17.09.2008 N 145-п, которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме, является нормативным правовым актом, определяющим механизм и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае, имеющим право на получение предусмотренных законом "О ветеранах" мер социальной поддержки.
Будучи нормативно-правовым актом, данное постановление обязательно для исполнения не только для государственных и муниципальных служащих, но также и для лиц, претендующих на получение мер социальной поддержки.
Поскольку Уракшиев К.А. не предоставил полный пакет документов, необходимых для рассмотрения заявления о назначении компенсации на оплату жилого помещения, Управление труда и социальной защиты населения администрации города Ессентуки, действуя в соответствии с требованиями законодательства, правомерно направило в адрес истца сообщение о необходимости исправления недостатков, препятствующих принятию заявления истца.
С учетом положений приведенного федерального и краевого законодательства, а также принимая во внимание, что Уракшиев К.А. и члены его семьи не лишены предусмотренного положениями Федерального закона "О ветеранах" права на получение мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам боевых действий и членам их семей, при условии обращения с соответствующим заявлением и предоставлении требуемого законом пакета необходимых документов, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении данного спора тщательным образом исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную истцом позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 16 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Уракшиева К.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.