Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Дубинина А.И.,
судей Муратовой Н.И, Шеховцовой Э.А,
при секретаре Тациевой А.С,
с участием прокурора Беланова В.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Мадаряна К.М. на решение Промышленного районного суда
г. Ставрополя от 09 ноября 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Грачевского района Ставропольского края А.В. Касевича в защиту прав и законных интересов инвалида первой группы Марданяна К.М. к ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю" Минтруда России об обязании внести изменения (уточнения) в индивидуальную программу реабилитации инвалида Марданяна К.М. в части уточнения технических характеристик средств реабилитации,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И,
установила:
Прокурор Грачевского района Ставропольского края А.В. Касевич обратился в Промышленный районный суд г. Ставрополя с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов инвалида первой группы Марданяна К.М. к Бюро медико-социальной экспертизы N 4 ФКУ "ГБ МСЭ по СК" об обязании внести изменения (уточнения) в индивидуальную программу реабилитации инвалида Марданяна К.М. в части уточнения технических характеристик средств реабилитации.
06.03.2017 ненадлежащий ответчик Бюро медико-социальной экспертизы N 4 ФКУ "ГБ МСЭ по СК" заменен на надлежащего - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю" Минтруда России, а к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечено ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района по обращению инвалида первой группы Марданяна К.М. проведена проверка соблюдения Бюро медико-социальной экспертизы N 4 ФКУ "ГБ МСЭ по СК" социальных прав инвалидов. Статьями 7, 39 Конституции Российской Федерации предусмотрена государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан; гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Из преамбулы к Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) следует, что настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации в услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета. В соответствии с п. 2 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Статьёй 11 Федерального закона
N 181-ФЗ предусмотрено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида разработана на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство Федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Согласно ст. 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. В соответствии с Приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 998н "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации" вид технического средства реабилитации подбирается инвалиду индивидуально, исходя из нарушений функций организма, не ниже установленных настоящим приказом, с учетом условий использования технического средства реабилитации в целях компенсации или устранения имеющихся у него стойких ограничений жизнедеятельности. Марданян К.М. является инвалидом первой группы по причине инвалидности с детства бессрочно с третьей степенью ограничения к трудовой деятельности, что подтверждается справкой серии МСЭ-2007 N 4804002, выданной в соответствии с актом освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы
N 955 от 06.04.2009. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида N 512 от 14.05.2013 Марданян К.М. обеспечен прогулочным креслом-коляской со всеми необходимыми функциональными характеристиками, предусмотренными данной ИПР. 27.09.2016 года Марданяну К.М. выдана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида N 871.4.26/2016, разработанная Бюро медико-социальной экспертизы N 4 ФКУ "ГБ МСЭ по Ставропольскому краю"). Данная ИПРА в разделе "Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета" предусматривает предоставление Марданяну К.М. следующих технических средств реабилитации: кресло-коляска с электроприводом комнатная; кресло-коляска с электроприводом прогулочная; ортопедические брюки; противопролежневый матрац полиуретановый; кресло-стул с санитарным оснащением (без колес); противопролежневая подушка воздушная. Однако при составлении ИПРА в 2016 году экспертами МСЭ не учтено состояние здоровья Марданяна К.М, которое с 2013 года ухудшилось. Марданян К.М. страдает уникальным заболеванием, которое прогрессирует, происходит угасание органов жизнедеятельности, дистрофия мышц. В ИПРА N 871.4.26/2016 содержится неполная информация о рекомендуемых функциональных характеристиках технических средств реабилитации Марданяна К.М. В целях оптимальной компенсации стойких ограничений жизнедеятельности Марданяну К.М. необходимы технические средства реабилитации со следующими функциональными характеристиками: Кресло-коляска с электроприводом прогулочная: скорость 10 км/ч. Максимальный вес пользователя 180 кг. Электрорегулировка сиденья с функцией вертикализации, включая подлокотники и подножки. Электрорегулировка угла наклона спинки до 30°. Электрорегулировка угла наклона сиденья до 45°. Электрорегулировка высоты сиденья до 40 см. Электрорегулировка угла наклона подножек. Амортизаторы передних и задних колес. Устройство для преодоления препятствий до 10 см. Аккумуляторные батареи 63 Ah (С5) гелевые. Запас хода до 35 км. Поясной ремень, 4-точечный ремень. Мягкий фиксатор коленей. Угол подъема 17%. Инновационная система независимого привода поворотных колес Servo. Фиксатор грудного отдела. Съемный багажник. Задние фары LED. Откидные удлиненные подлокотники. Боковые поддержки. Электроосвещение. Брызговики, комплект на все колеса. Одометр. Подголовник. Регулируемый пульт управления. Шины с защитой от проколов. Бампер. Параллельно откидывающийся держатель пульта управления, регулируемый по высоте. Устройство для транспортировки в автомобиле (система фиксации). Кресло - коляска с электроприводом комнатная: скорость до 10 км/ч. Максимальный вес пользователя 180 кг. Электрорегулировка угла наклона спинки до 30°. Электрорегулировка угла наклона сиденья до 45°. Электрорегулировка высоты сиденья до 40 см. Электрорегулировка угла наклона подножек. Амортизаторы передних и задних колес. Устройство доя преодоления препятствий до 10 см. Аккумуляторные батареи гелевые. Запас хода до 35 км. Поясной ремень. Угол подъема 17%. Удлиненные подлокотники. Электроосвещение. Брызговики, комплект на все колеса. Одометр. Подголовник. Регулируемый пульт управления. Шины с защитой от проколов. Выдвижная секция для аккумуляторов. Бампер. Телескопическая рама. Фиксатор грудного отдела. Знак аварийной остановки. Параллельно откидывающийся держатель пульта управления, регулируемый по высоте. Столик с механизмом отведения в сторону. Устройство для транспортировки в автомобиле (система фиксации). Противопролежневый матрац: 8,5 см 86x190,5см (моющийся чехол натяжной). Не требует никаких дополнительных источников питания. Прочная и мягкая резина NEOPRENE огнеустойчива и легко чистится или обрабатывается паром. Состоит из четырех секторов, каждый 51 х 86 см. Каждый из секторов, если в нем нет надобности, может быть заменен. Ячейки высотой 8 см полностью адаптируются к форме человеческого тела. Помогает лечить и предотвращать даже высокие уровни (3 и 4) пролежней. Средний вес: 14,4 кг. Противопролежневая подушка: технология "Air Flotation" - плавное перетекание воздуха между ячейками. Профилактика и лечение пролежней 1-2 степени. Единое изделие в форме накидки на кресло или две отдельные подушки для спинки и сиденья. Взаимосвязанные ячейки из полихлорвинила, наполненных воздухом. Полихлорвинил пропитан огнезащитным составом. Насос. Набор инструментов. Вес - 6 кг, 43.43 см. Кресло-стул с санитарным оснащением: нагрузка до 130 кг. Вес 11 кг. Длина 62 см. Ширина 57 см. Ширина сидения 46 см. Регулировка по высоте 48.5-56 см. Поручни откидные с фиксацией, сидение полиуретановое, мягкое. Насадки Big Foot, противоскользящие. Туалетное судно. Полностью разборный. Данные характеристики не содержат дополнительных опций, а лишь указывают на необходимые инвалиду основные технические характеристики средств реабилитации, от которых зависит как социальная реабилитация, так и медицинская. ИПРА N 871.4.26/2016 в разделе "Мероприятиях медицинской реабилитации или абилитации" также предусматривает санаторно-курортное лечение, однако не учитывает рекомендацию о том, что инвалиду Марданяну К.М. необходимо санаторно-курортное лечение в летнее время и с сопровождающим лицом. Таким образом, разработанную Бюро медико-социальной экспертизы N 4 ФКУ "ГБ МСЭ по Ставропольскому краю" программу реабилитации инвалида Марданяна К.М, не содержащую вышеуказанные технические характеристики средств реабилитации, а также рекомендации по санаторно-курортному лечению, нельзя признать индивидуальной, так как она не учитывает особенности здоровья Марданяна К.М. и его социальные и общественные потребности, а также в нарушение статьи 11 Федерального закона N 181-ФЗ не отвечает задачам компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Истец просил суд обязать ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю" Минтруда России внести изменения (уточнения) в индивидуальную программу реабилитации инвалида Марданяна К.М. в части уточнения технических характеристик средств реабилитации согласно представленным в исковом заявлении, а также рекомендации о санаторно-курортном лечении в летнее время и с сопровождающим лицом.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 09 ноября 2017 года в удовлетворении иска, заявленного прокурором Грачевского района Ставропольского края А.В. Касевича в защиту прав и законных интересов инвалида первой группы Марданяна К.М. к ФКУ "Главное бюро медико-социально экспертизы по Ставропольскому краю" Минтруда России об обязании внести изменения (уточнения) в индивидуальную программу реабилитации инвалида Марданяна К.М. в части уточнения технических характеристик средств реабилитации согласно представленным в исковом заявлении, а также рекомендации - отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Мардарян К.М. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Рассматривая дело, суд принял предусмотренные законом меры для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, проверил доводы представителя истца, положенные в обоснование заявленных требований, возражения представителей ответчика, правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и в соответствии с требованиями закона, регулирующего данные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска, заявленного прокурором Грачевского района в защиту прав и законных интересов инвалида первой группы Марданяна К.М. к ФКУ "Главное бюро медико-социально экспертизы по Ставропольскому краю" Минтруда России об обязании внести изменения (уточнения) в индивидуальную программу реабилитации инвалида
Марданяна К.М. в части уточнения технических характеристик средств реабилитации согласно представленным в исковом заявлении, а также рекомендации.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценке и сделан в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 (ред. от 07.03.2016), предусматривают, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Заявление о предоставлении технических средств реабилитации подается в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением, полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам.
Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Приобретение TCP осуществляется учреждениями Фонда социального страхования РФ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд (пункт 5 Правил).
Классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденная приказом Минтруда России от 24.05.2013 N 214н, предусматривает только вид технического средства реабилитации, рекомендованного в ИПРА, его номер и не содержит указания на конкретные наименования, материалы, из которых изготавливается TCP.
Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.07.2015 N 528н, содержит раздел "Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета", согласно которому указывается перечень TCP, без указания специалистами МСЭ торговых марок, конкретных наименований материалов, из которых должны быть изготовлены TCP.
Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Согласно указанному Перечню к техническим средствам реабилитации, предоставляемых инвалиду, относятся: кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные (п. 7); противопролежневые матрацы и подушки (п. 10); кресла-стулья с санитарным оснащением (п. 23). К реабилитационным мероприятиям отнесено санаторно-курортное лечение, предоставляемое при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (п. 3).
Письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.12.2016
N 40515/2-16 "О порядке разработки ИПРА" даны указания о порядке формирования индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, ребенка-инвалида (ИПРА), согласно которым в соответствии с пунктом 4 Перечня при внесении в индивидуальную программу реабилитации и абилитации инвалида рекомендаций о нуждаемости в кресле-коляске специалистами учреждений медико-социальной экспертизы в случае необходимости также указываются виды спинки (съемная, регулируемая по высоте и горизонтали, с регулируемым углом наклона, откидная), сидения (съемное, регулируемое по высоте и по горизонтали, с регулируемым углом наклона, для больного кокситом, складное, пружинное), подлокотника (зафиксированный, опускающийся, вращающийся, откидывающийся, регулирующийся по высоте), подножки (съемная, вращающаяся, регулирующаяся по высоте, с регулируемым углом наклона, с регулируемой опорой стопы, с откидной опорой стопы) и приспособлений (удлинитель спинки, подголовник, боковые упоры для головы, боковые упоры для тела, подушка на сиденье, подушка на спинку, поясничный валик, валик для сохранения зазора между ногами, подставка под икры, регулируемая по глубине подставка под икры, держатели для ног, задники-держатели, предохранительный пояс, приставной столик), а также ширина, глубина, высота сидения, высота спинки, высота подлокотника и предназначение (детское, взрослое).
С учетом изложенного, определять дополнительные функции и технические характеристики сверх заявленных в п. 4 Перечня, специалисты учреждений медико-социальной экспертизы неправомочны.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Марданян К.М. является инвалидом первой группы бессрочно.
12.09.2016 Марданян К.М. обратился в Бюро N 4 - филиала ФКУ "ГБ МСЭ по СК" с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) с приложенным направлением на медико-социальную экспертизу, выданным 12.09.2016 врачебной комиссией ГБУЗ СК "Грачевская районная больница".
27.09.2016 Марданян К.М. был освидетельствован на дому комиссией бюро N 4-филиалом ФКУ "ГБ МСЭ по Ставропольскому краю".
По результатам освидетельствования, с учетом изучения всех социально-бытовых и средовых факторов, социальной активности инвалида,
Марданяну К.М. была разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) от 27.09.2016 N 871.4.26/2016, в которую были включены рекомендации о технических средствах реабилитации как за счет средств федерального бюджета с указанием в качестве исполнителя Фонда социального страхования Российской Федерации, так и регионального бюджета Ставропольского края с указанием в качестве исполнителя Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края.
В раздел ИПРА "Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета" (TCP), были внесены рекомендации на обеспечение TCP, в частности: противопролежневая подушка воздушная, в соответствии с пунктом 10-06 Перечня (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.12.2014 N 998н); противопролежневый матрац полиуретановый, в соответствии с пунктом 10-01 Перечня, кресло-стул с санитарным оснащением (без колёс), в соответствии с пунктом 23-03 Перечня; ортопедические брюки, в соответствии с пунктом 12- 02 Перечня; кресло-коляска с электроприводом комнатная, в том числе для детей-инвалидов: рост - 170 см.; вес - 85 кг.; шир. таза - 48 см.; с регулировкой угла наклона спинки; с регулировкой высоты сидения; с регулировкой угла наклона сидения; с регулировкой угла наклона подножек; подголовник; предохранительный пояс; приставной столик, в соответствии с пунктом 7-17 Перечня и примечанием 4; кресло-коляска с электроприводом прогулочная, в том числе для детей-инвалидов: рост - 170 см.; вес - 85 кг.; шир. таза - 48 см.; с регулировкой угла наклона спинки; с регулировкой высоты сидения; с регулировкой угла наклона сиденья; с откидывающимися подлокотниками; с регулировкой угла наклона подножек; подголовник; предохранительный пояс, в соответствии с пунктом 7-18 Перечня с примечанием 4.
18.05.2017 определением суда первой инстанции удовлетворено ходатайство представителя ответчика о назначении судебной медико-социальной экспертизы в ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы Федерального медико-биологического агентства Российской Федерации".
Из заключения экспертов ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы Федерального медико-биологического агентства Российской Федерации" следует, что в рамках действующих нормативно-правовых актов рекомендации в отношении технических средств реабилитации внесены в ИПРА Марданяна К.М. в полном объеме.
Перечень технических средств реабилитации, предоставляемых за счет средств Федерального бюджета, имеющийся в ИПРА Марданяна К.М, обеспечивает наиболее адекватную и полную компенсацию ограничений жизнедеятельности из всех технических средств реабилитации, что могут быть предоставлены за счет средств федерального бюджета. Однако перечень TCP, имеющийся в ИПРА Марданяна К.М, не является исчерпывающим и по желанию инвалида может быть дополнен техническими средствами реабилитации, предоставляемыми инвалиду за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, за счет средств инвалида либо других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Таким образом, из разработанной истцу ИПРА следует, что указания в разделе "Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета", соответствуют федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
(утв. распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р).
Оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, вышеприведенных норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд пришел к выводу, что государственное учреждение медико-социальной экспертизы правомерно не определило дополнительные характеристики TCP, приобретаемые за счет федерального бюджета, и не указало их в индивидуальной программе реабилитации инвалида в разделе "Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета".
При этом суд правомерно исходил из того, что указания, содержащиеся в разработанной истцу ИПРА в разделе "Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета" соответствуют федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (утв. распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р). Кресло-коляски с электроприводом в различных модификациях и с дополнительными функциями приобретается инвалидом самостоятельно за собственный счет. За счет средств федерального бюджета технические средства реабилитации предоставляются инвалидам в базовой (стандартной) комплектации в соответствии с приведенными в решении Перечнями, утвержденными Правительством РФ.
Далее, разрешая требования истца в части обязания ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю" Минтруда России внести в ИПРА Марданяна К.М. рекомендации о санаторно-курортном лечении в летнее время и с сопровождающим лицом, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценке и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям.
Так, согласно положениям Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" санаторно-курортное лечение относится к числу основных направлений реабилитации инвалидов.
Порядок организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, перечень медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 40 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, согласно п. 3.1 которого, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Из содержания пункта 1.3 Порядка следует, что отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения определяется лечащим врачом на основании анализа объективного состояния больного, результатов предшествующего лечения (амбулаторного, стационарного), данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований.
В соответствии с п. 4.1 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 22 ноября 2004 года N 256, пребывание в санаторно-курортном учреждении, которое влечет за собой ухудшение состояния здоровья больного, считается для него противопоказанным.
При определении противопоказанности к санаторно-курортному лечению врачи лечебно-профилактического учреждения и санаторно-курортного учреждения должны руководствоваться утвержденными в установленном порядке противопоказаниями, исключающими направление больных на санаторно-курортное лечение, учитывая в каждом отдельном случае не только форму и стадию заболевания, но и степень опасности пребывания на курорте или в санатории для него, а также для окружающих (п. 4.2 названного Порядка).
Таким образом, медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами, необходимость предоставления инвалиду отдельных реабилитационных мер в том числе (санаторно-курортного лечения) зависит от медицинских показаний.
Медицинский отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляют лечащий врач и врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения по месту жительства, что предусмотрено Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 256 "О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение".
Согласно п. 1.3 указанного Порядка лечащий врач определяет медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления, в первую очередь, для применения природных климатических факторов, на основании анализа объективного состояния больного, результатов предшествующего лечения (амбулаторного, стационарного), данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований. В сложных и конфликтных ситуациях по представлению лечащего врача и заведующего отделением заключение о показанности санаторно-курортного лечения выдает врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения.
Исходя из правового анализа вышеприведенных норм в их взаимосвязи, суд пришел к обоснованному выводу о том, что установление медицинских показаний и противопоказаний для направления инвалида на санаторно-курортное лечение и условий его предоставления входит в сферу исключительной компетенции врачебных комиссий медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь. Специалисты бюро МСЭ
N 4, руководствуясь выше поименованными перечнями, в ИПРА могут только указать на нуждаемость инвалида в реабилитационном мероприятии - санаторно-курортном лечении (предоставляемом при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг).
С учетом изложенного, суд правомерно признал действия государственного учреждения медико-социальной экспертизы - филиал N 4 ФКУ "ГБ МСЭ по Ставропольскому краю" по разработке ИПРА Марданяна К.М, соответствующими действующему законодательству, и, соответственно правомерно отказал истцу в удовлетворении настоящего иска.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда являться не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных
ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а кроме того они направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 09 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.