Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фомина М.В,
судей Брянского В.Ю, Болотовой Л.А,
при секретаре судебного заседания Мазикиной А.Б,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Глущенко Марины Юрьевны на решение Ставропольского краевого суда от 01 декабря 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Глущенко М.Ю, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Волынкина Тимофея Васильевича, к администрации города - курорта Железноводска, Финансовому Управлению администрации города - курорта Железноводска о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, выслушав выступление участника процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Глущенко М.Ю, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Волынкина Т.В. обратилась в суд с административным иском к администрации города - курорта Железноводска, Финансовому Управлению администрации города - курорта Железноводска о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование административного иска административный истец указал, что 10 февраля 2016 года Железноводским городским судом Ставропольского края вынесено решение об удовлетворении требований к администрации города - курорта Железноводска, которым признано незаконным постановление от 27 ноября 2015 года N 994 в части исключения семьи Глущенко М.Ю, состоящей из двух человек, из сводного списка молодых семей; признано право молодой семьи в составе Глущенко М.Ю, Волынкина Т.В. на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной (средней) стоимости в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г, принано право молодой семьи на восстановление в сводном списке молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе - курорте Железноводске" муниципальной программы города - курорта Железноводска Ставропольского края с даты исключения, и возложении обязанности на администрацию города-курорта Железноводска выдать молодой в составе двух человек Глущенко М.Ю, Волынкину Т.В. свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 35 % расчетной (средней) стоимости жилья в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским Ставропольского краевого суда от 15 мая 2016 года указанное решение оставлено без изменения.
Решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 10 февраля 2016 года в части восстановления молодой семьи в сводном списке исполнено. Решение суда в части признания права молодой семьи в составе Глущенко М.Ю, Волынкина Т.В. на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья в рамках долгосрочной целевой граммы "Жилище" на 2011-2015 г. и выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, не исполнено на момент обращения в суд с настоящим административным иском.
05 декабря 2016 года возбуждены исполнительные производства N26013/16/4226751033 и 26013/16/4226751032, которые административными ответчиками не исполняются.
Ссылаясь на определения Конституционного суда N 734-О-П от 03 июля 2008 года, N 153-О-О от 20 марта 2008 года, административный истец полагает, что имеет право на компенсацию в размере 574 129 рублей 70 копеек, из которых 374 129 рублей 70 копеек - невозможные к получению денежные средства, а 200 000 рублей - компенсация за длительное неисполнение решения суда. Срок неисполнения решения суда составляет более 190 календарных дней, исчисленные после истечение срока для добровольного исполнения.
Административный истец просил суд: присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок на основе принципов справедливости и соразмерности.
Решением Ставропольского краевого суда от 01 декабря 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с постановленным по делу решением, Глущенко М.Ю. подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Считает решение незаконным и необоснованным в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права. Полагает, что в рамках административного судопроизводства подлежит применению Федеральный закон N 69 от 30 апреля 2010 года в редакции, действующей на момент обращения, с изменениями от 19 декабря 2016 года. при вынесении решения судом, по мнению административного истца, ошибочно приравнены понятия "разумного срока исполнения решения суда" и "право на обращение в суд", основания неисполнения решения суда в соответствии с пунктом 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 не являются оправдывающими и касаются лишь межбюджетных отношений, общая продолжительность исчисляется в соответствии с пунктом 55 - 56 указанного постановления и составляет 361 день.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации города - курорта Железноводска Ставропольского края Осинцева Е.Л. указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просит решение оставить без изменения.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Финансового управления администрации города - курорта Железноводска Ставропольского края Зубова Л.А. полагает, что административный истец не обладает правом на обращение в суд с настоящим административным иском, просит решение оставить без изменения.
Глущенко М.Ю, представители Финансового управления администрации города - курорта Железноводска Ставропольского края, администрации города - курорта Железноводска Ставропольского края, УФССП России по Ставропольскому краю, прокуратуры Ставропольского края, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте заседания судебной коллегии, в судебное заседание не явились. От Глущенко М.Ю, представителей Финансового управления администрации города - курорта Железноводска Ставропольского края, администрации города - курорта Железноводска Ставропольского края поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя УФК по Ставропольскому краю Иванову К.И, полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия оснований для отмены постановленного по делу решения суда не находит по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 250 КАС РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Часть 4 статьи 250 КАС РФ предусматривает возможность обращения с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в суд в период исполнения судебного, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при смотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или исполнение судебного акта в разумный срок" разъяснено, что в случае, если производство по исполнению судебного акта не окончено, заявление о компенсации может быть подано не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта.
Для исполнения судебных актов по искам к публично-правовому образованию, а также для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений, Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок для исполнения, исчисляемый со дня поступления в орган, уполномоченный исполнять судебный акт, надлежащим образом оформленного исполнительного документа, а также иных документов, предусмотренных законом (статья 242.1, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5).
Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта (часть 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок").
В указанной редакции часть 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" действует с 01 января 2017 года, после внесения изменений Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 450-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" в части установления возможности взыскания компенсации за несвоевременное исполнение судебного акта, содержащего требования неимущественного характера (пункт "а" части 2 и 1).
Следовательно, право на обращение в суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в умный срок, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации, возникает по истечении девяти месяцев, и исчисляется со дня поступления в орган, уполномоченный исполнять судебный акт, надлежащим образом оформленного исполнительного документа, а также иных документов, предусмотренных законом.
При разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное (часть 5 статьи 15 КАС РФ).
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" предоставлено право гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства, российским, иностранным и международным организациям, являющимся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскателями, должниками, а также в предусмотренных федеральным законом случаях другим заинтересованным лицам при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации. При этом изменения, касающиеся вопросов присуждения компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего исполнение органами и организациями, наделенными иными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лиц, государственными и муниципальными служащими обязанности, внесены в Федеральный закон "О компенсации за нарушение права судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (в том числе в часть 1 статьи 1) Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 450-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или на исполнение судебного акта в разумный срок" в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, усматривающего исполнение государством требований имущественного и (или) неимущественного характера, и вступили в законную силу с 01 января 2017 года (часть 1 статьи 1).
Часть 2 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или на исполнение судебного акта в разумный срок" закрепляет, что компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом, нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного управления.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по судебному акту означает возникновение денежного обязательства у Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, или у муниципального образования (органа местного самоуправления).
Как следует из статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, денежные обязательства - это обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу или юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства.
Таким образом, для предъявления требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок должно иметь место неисполнение денежного обязательства со стороны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, то есть неисполнение установленной решением суда обязанности должника уплатить взыскателю определенную денежную сумму.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы.
Пунктом 4 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся Приложением N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" установлено, что выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты по форме согласно приложению N 1 к Правилам на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Оплата изготовления бланков свидетельств о праве на получение социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусматриваемых на финансирование подпрограммы. Бланки свидетельств передаются в органы местного самоуправления в соответствии с количеством молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Размер социальной выплаты рассчитывается на дату утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, указывается в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты и остается неизменным в течение всего его действия (пункт 17 Правил).
Следовательно, выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты не идентична непосредственно выплате денежных средств за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а, следовательно, не может рассматриваться как обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы в контексте статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный или права на исполнение судебного акта в разумный срок".
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 18 мая 2016 года Железноводским городским судом Ставропольского края взыскателю Волынкину Т.В. выдан исполнительный лист серии ФС N014689015, взыскателю Глущенко М.Ю. также выдан исполнительный лист серии ФС N 014689016, по делу N 2-83/16 на принудительное исполнение решения Железноводского городского суда от 10 февраля 2016 года.
Должником по исполнительным листам является администрация города - курорта Железноводска Ставропольского края, предмет исполнения идентичен в обоих исполнительных листах - обязанность выдать молодой семье в составе 2-х человек свидетельство о праве на получение ной выплаты в размере 35 % расчетной (средней) стоимости жилья в долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Постановлением судебного пристава - исполнителя Железноводского городского отдела судебных приставов от 05 декабря 2016 года N26013/16/4226751033 возбуждено исполнительное производство N10349/16/26013-ИП в отношении должника администрации города-курорта Железноводска в отношении взыскателя Глущенко М.Ю. по предмету исполнения - выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 35 % расчетной (средней) стоимости жилья в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Аналогичное исполнительное производство N 10348/16/26013-ИП в отношении взыскателя Волынкина Т.В. возбуждено 05 декабря 2016 года постановлением N 26013/16/4226751032.
Поскольку исполнительное производство возбуждено 05 декабря 2016 года, разумный срок исполнения судебного акта истек 05 сентября 2017 года, по неимущественным требованиям - 05 августа 2017 года.
Решение по административным исковым требованиям Глущенко М.Ю. вынесено Ставропольским краевым судом 01 декабря 2017 года. Срок с 06 сентября (6 августа) 2017 года по 01 декабря 2017 года не свидетельствует о явном нарушении прав взыскателя, влекущем присуждение денежной компенсации.
В исполнительном производстве отсутствуют требования об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся основаниями для обращения в суд с административным иском о взыскании компенсации за нарушение прав на исполнение судебного акта в разумный срок в соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или на исполнение судебного акта в разумный срок" в редакции, действовавшей в момент возникновения материальных правоотношений по исполнению судебного акта.
Применение части 1 статьи 1 указанного закона после внесения изменений Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 450-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на производство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", предусматривающей возможность обращения с подобным административным иском при нарушении права на исполнение судебного акта в разумный срок по требованиям неимущественного характера, невозможно, как противоречащее части 5 статьи 15 КАС РФ.
Таким образом, Глущенко М.Ю, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Волынкина Т.В, не обладает правом на обращение в суд с настоящим административным иском, а также отсутствует неразумный срок исполнения судебного акта.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции и не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено ст. 310 КАС Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ставропольского краевого суда от 01 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.