Президиум Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Козлова О.А,
членов президиума: Макеевой Г.В, Шаталовой Е.В, Песоцкого В.В, Кудрявцевой А.В, Блинникова В.А,
секретаря судебного заседания Ладовского Д.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шенкао Аслана Абдулсатаровича к Главному управлению МВД России по Ставропольскому краю о возложении обязанности принять на службу,
направленное в президиум Ставропольского краевого суда определением судьи краевого суда Макеевой Г.В. от 28.12.2017
по кассационной жалобе Шенкао А.А. поступившей 17.11.2017 на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 19.01.2017, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 07.06.2017,
заслушав доклад судьи Макеевой Г.В,
установил:
Шенкао А.А. обратился в суд с указанным иском, в последствии уточненным, в обоснование которого указал, что 03.09.2007 принят на службу в Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Ставропольскому краю (далее - УФСКН по СК). В связи с ликвидацией органов ФСКН России 31.05.2016 им подан рапорт на имя начальника УФСКН по СК об увольнении со службы в связи с переводом в другой государственный орган. 31.05.2016 истец уволен из органов ФСКН России на основании п.п.7 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с переводом в другой государственный орган. В момент увольнения Шенкао А.А. имел звание майора полиции и состоял в должности заместителя начальника оперативной службы УФСКН по СК. В последствии в отношении истца ответчиком проводилась проверка, в том числе 11.08.2016 он проходил у сотрудника БСТМ ГУВД полиграф. 23.08.2016 подано повторное заявление о переводе. До настоящего времени никакой должности в органах в органах внутренних дел истцу не предложено. Просил обязать ГУ МВД России по СК предложить имеющиеся вакантные должности, в первую очередь должности старшего начальствующего состава, принять в порядке перевода с датой принятия 31.08.2016 с сохранением специального звания и выслуги лет, без дополнительных условий контракта, признать период с 31.08.2016 по дату вынесения решения вынужденных прогулом, взыскать компенсацию за вынужденный прогул и расходы на оплату услуг адвоката.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 19.01.2017, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 07.06.2017, в удовлетворении иска Шенкао А.А. отказано.
Шенкао А.А. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене в связи с существенным нарушением норм материального права, постановленных по делу судебных актов.
По кассационной жалобе дело истребовано в краевой суд и передано для рассмотрения по существу в президиум краевого суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и представленных возражений, заслушав истца Шенкао А.А, представителя истца Шенкао А.А. - Шенкао А.А, представителя Главного управления МВД России - Нарыжную Ю.Н, президиум краевого суда находит, что имеются основания для отмены апелляционного определения.
В соответствии с требованиями ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела.
В целях совершенствования государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров Президент РФ своим Указом от 05.04.2016 N 156 упразднил Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и передал ее функции и полномочия, а также штатную численность Министерству внутренних дел Российской Федерации, установив, что оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в указанной сфере, а также правопреемником упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 1; подпункты "а", "б" пункта 2; пункт 3).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 данного Указа сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации; таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается.
В соответствии с ч. 1 и 5 ст. 33 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел РФ в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период; по заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля; такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством РФ.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Шенкао А.А. проходил службу в органах Федеральной служба РФ по контролю за оборотом наркотиков с сентября 2007 года по май 2016 года.
25.04.2016 начальнику ГУ МВД России по СК Олдаку А.Г. направлен список сотрудников, работников УФСКН России по СК, изъявивших желание продолжить службу (работу) в органах внутренних дел РФ, в которых значится Шенкао А.А.
Согласно выписке из приказа N N от 31.05.2016 майор полиции Шенкао А.А. уволен со службы в органах наркоконтроля по пп. 7 (в связи с переводом в другой государственный орган) п. 142. Основание рапорт от 30.05.2016.
13.05.2016 истец подал рапорт на имя начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю о приеме на службу в органы внутренних дел в порядке перевода.
26.08.2016 ГУ МВД России по СК сообщило председателю ликвидационной комиссии УФСКН России по СК о том, что увольнение, в том числе Шенкао А.А, не влечет обязательств дальнейшего их трудоустройства в ГУ МВД России по СК.
Согласно акту от 08.09.2016 Шенкао А.А. отказался от прохождения дополнительного психофизиологического обследования с использованием полиграфа.
Согласно уведомлению от 08.09.2016 начальника ГУ МВД России по Ставропольскому краю Олдака А.Г. о результатах рассмотрения заявления кандидата о поступлении на службу в органы внутренних дел РФ, по результатам проведённых проверок, принято решение об отказе в приёме истца на службу в органы внутренних дел.
В ответе от 14.12.2016 N N указано, что проведенной проверкой Шенкао А.А. не рекомендован для прохождения службы в органах внутренних дел России в связи с несоответствием требованиям, предъявляемым к личным и деловым качествам сотрудников внутренних дел.
Из заключение по результатам рассмотрения обращения Шенкао А.А. от 20.09.2016, ОРЧ (СБ) ГУ МВД России по "адрес" Шенкао А.А. не рекомендован для прохождения службы в органах внутренних дел РФ. С целью рассмотрения вопроса о дальнейшем прохождении службы в органах внутренних дел 14.09.2016 Шенкао А.А. был приглашен в УРЛС ГУ МВД России по "адрес", где ему было предложено пройти дополнительное психофизиологическое обследование с использованием полиграфа. Сотрудник от данного обследования отказался, о чем составлен акт. В приеме на службы последнему было отказано, и 14.09.2016 направлено уведомление (л.д. 163-165).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что правоотношения между органом внутренних дел и гражданином возникают по строго определенным в законе основаниям по соглашению, заключенному между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, которое оформлено соответствующим контрактом. Такого основания для приема на службу в органы внутренних дел как перевод гражданина в органы внутренних дел из других органов, закон N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусматривает.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласилась и указала, что истец не прошел проверочные мероприятия, оперативно-розыскной частью собственной безопасности ГУ МВД России по Ставропольскому краю, к назначению на должность не рекомендован. Действия ответчика, отказавшего истцу в приеме на службу, соответствую закону, в котором нет прямого указания на безусловную обязанность ответчика принять на службу в органы внутренних дел сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган.
Между тем, доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права заслуживают внимания.
Отношения, возникающие по поводу поступления на службу в органы внутренних дел, ее прохождения и прекращения, регулируются, в первую очередь, Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Отношения, возникающие по поводу поступления на службу в органы накроконтроля, ее прохождения и прекращения, регулировались Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Требования, предъявляемых к гражданам, поступавшим на службу в органы наркоконтроля, и гражданам, поступающим на службу в органы внутренних дел, а также установленных законодательством процедур, предшествующих заключению контракта о соответствующей службе, являются однотипными. И правовое регулирование службы в органах наркоконтроля применительно к иному виду федеральной государственной службы - службе в органах внутренних дел, является схожим.
Указанное обусловлено сходством задач, поставленных перед названными видами федеральной государственной службы и связанных с реализацией конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, что, в свою очередь, предопределяет и сходство публично-правового статуса сотрудников органов наркоконтроля и лиц, проходящих службу в органах внутренних дел.
Конституционным Судом РФ 22.11.2017 принято постановление N 31-П "По делу о проверке конституционности частей 1, 5, 10 и 11 статьи 33 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", статей 17, 19 и 20 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также подпункта "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" в связи с запросом Верховного Суда Республики Дагестан и жалобой гражданина С.Ю. Базаленко", согласно п. 3.2. которого передача Министерству внутренних дел РФ не только функций и полномочий упраздняемой Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, но и ее штатной численности, имущества, а также соответствующее перераспределение бюджетных ассигнований (подпункты "а", "б" пункта 2; подпункты "а", "б" пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 5.04.2016 N 156) обусловили необходимость введения специального правового регулирования, обеспечивающего переход сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел.
Учитывая схожесть характера службы в органах наркоконтроля и в органах внутренних дел, а также публично-правового статуса сотрудников указанных органов, в качестве организационно-правового способа, обеспечивающего такой переход, был избран перевод, предполагающий расторжение с сотрудниками органов наркоконтроля контрактов о службе в органах наркоконтроля и их увольнение из указанных органов с последующим заключением с ними контрактов о службе в органах внутренних дел, что фактически означало продолжение осуществления указанными лицами правоохранительной служебной деятельности на началах непрерывности.
В развитие приведенных нормативных положений Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" установилспециальный, а по сути - упрощенный порядок поступления на службу в органы внутренних дел сотрудников органов наркоконтроля, уволенных в рамках мероприятий по упразднению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и изъявивших желание продолжить службу в органах внутренних дел, в силу которого такие лица подлежали приему на службу в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период (часть 1 статьи 33).
Соответственно, подлежащим увольнению сотрудникам органов наркоконтроля было предоставлено право выбора между возможностью уволиться из органов наркоконтроля по основанию, предусмотренному подпунктом 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (с формулировкой "в связи с переводом в другой государственный орган"), и перейти на службу в органы внутренних дел с предоставлением указанных гарантий и возможностью уволиться со службы без продолжения служебных отношений по основанию, предусмотренному подпунктом 6 пункта 142 данного Положения (с формулировкой "в связи с проведением организационно-штатных мероприятий"), с получением предусмотренных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат.
В п. 3.5 Конституционный суд РФ отметил, что при осуществлении правового регулирования, обеспечивающего в развитие положений Указа Президента Российской Федерации от 5.04.2016 N 156 переход сотрудников органов наркоконтроля, уволенных в рамках мероприятий по упразднению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, на службу в органы внутренних дел, федеральный законодатель фактически исходил из того, что упрощенный порядок их приема на службу (т.е. без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы и профессионального психологического отбора) не исключает, тем не менее, соблюдение в отношении них предусмотренных Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ограничений для поступления на службу в органах внутренних дел, предопределенных, главным образом, необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка.
В частности, определенные законодателем ограничения содержатся в части 5 статьи 17 названного Федерального закона.
Установление наличия либо отсутствия указанных обстоятельств (в том числе в случаях, когда такого рода обстоятельства возникли после увольнения сотрудника из органов наркоконтроля) предполагает проведение в отношении гражданина проверочных мероприятий, включающих проверку достоверности сообщенных им сведений, которая проводится путем использования оперативных возможностей органов внутренних дел (часть 2 статьи 19 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", раздел IV Инструкции о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18.07.2014 года N 595).
Мероприятия такого рода проводятся на общих основаниях и в отношении сотрудников органов наркоконтроля, изъявивших желание продолжить службу в органах внутренних дел. Подтверждение же наличия каких-либо обстоятельств, с которыми названный Федеральный закон связывает невозможность поступления на службу в органы внутренних дел, влечет отказ бывшему сотруднику органов наркоконтроля в приеме на службу в органы внутренних дел.
Но основании изложенного Конституционный суд РФ пришел к выводу о том, что положения частей 1 и 5 статьи 33 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" и подпункта "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу они в системе действующего правового регулирования:
не предполагают отказ сотрудникам органов наркоконтроля, которые при упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков изъявили желание продолжить службу в органах внутренних дел и были уволены в связи с переводом в другой государственный орган, в приеме на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке - без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы и профессионального психологического отбора - в течение трех месяцев с момента увольнения при отсутствии у них другой работы (службы) в указанный период и при условии, что в отношении этих лиц не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность их поступления на службу в органы внутренних дел;
не препятствуют поступлению данных лиц на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке и по истечении трех месяцев с момента их увольнения из органов наркоконтроля при условии, что такие лица своевременно (т.е. не позднее трех месяцев со дня увольнения) направили в соответствующий орган внутренних дел заявление с просьбой о поступлении на службу;
не лишают сотрудников органов наркоконтроля, уволенных в связи с переводом в другой государственный орган и не принятых на службу в органы внутренних дел, права на изменение основания увольнения и получение единовременного пособия и иных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по заявлению, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа в случаях, когда решение об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел было принято по истечении трех месяцев со дня увольнения.
Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в вышеуказанном Постановлении являются обязательными на всей территории Российской Федерации для органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и т.д.
Таким образом, с учетом изложенных норм права и позиции Конституционного суда РФ, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению, в данном деле являются:
наличие (отсутствие) своевременно поданного заявления (рапорта) с просьбой поступить на службу в органы внутренних дел РФ,
отсутствие (наличие) другой работы (службы) в указанный период;
отсутствие (наличие) обстоятельств, исключающих возможность поступления на службу в органы внутренних дел.
Следует отметить, что в иске истец указывает на то, что он проходил полиграф 11.08.2016.
В материалах дела имеется акт об отказе Шенкао А.А. пройти полиграф от 08.09.2016. (л.д. 154).
В заключение по результатам рассмотрения обращения Шенкао А.А. от 20.09.2016 указано, что Шенкао А.А. отказался пройти полиграф 14.09.2016, о чем составлен акт.
Постановлением Правительства РФ от 06.12.2012 N 1259 утверждены Правила профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, которые предусматривают, что в процессе психологического отбора проводится определение категорий профессиональной психологической пригодности кандидатов (п. 3); определение категорий профессиональной пригодности осуществляется путем проведения психологических и психофизиологических исследований (обследований), тестирований, медицинских обследований (за исключением исследований (обследований), тестирования, указанных в ч. 6 ст. 17 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), в том числе с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, а также медицинских изделий (п. 4).
Между тем, суд не учел, частью ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" не предусмотрено прохождения профессионального психологического отбора.
Сведения о проведении иных проверочных мероприятий в от ношении Шенкао А.А. материалах дела отсутствуют.
Указом Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с его реализацией, было предписано завершить до 1 июня 2016 года. При этом ликвидационные мероприятия фактически продолжаются до настоящего времени и срок их завершения распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года N 2217-р продлен до 1 июля 2018 года.
Допущенные судом апелляционной инстанции, проверявшим законность решения суда первой инстанции, нарушения норм материального права представляются существенными по смыслу ст. 387 ГПК РФ, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены апелляционного определения.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), вследствие чего, а также с учетом необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 ГПК РФ), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 07.06.2017 подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, президиум Ставропольского краевого суда
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 07.06.2017 отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в ином составе судей.
Председательствующий О.А. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.