Президиум Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Козлова О.А.
членов президиума: Макеевой Г.В, Шаталовой Е.В, Блинникова В.А, Песоцкого В.В, Кудрявцевой А.В,
секретаря судебного заседания Ладовского Д.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Невинномысска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Невинномысска, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Невинномысска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на участках дорог и улиц города Невинномысска,
направленное в президиум определением судьи краевого суда Шаталовой Е.В. от 28.12.2017 по кассационной жалобе представителя администрации г. Невинномысска Журба Д.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 12.09.2017,
заслушав доклад судьи Шаталовой Е.В,
установил:
Заместитель прокурора г. Невинномысска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административном исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации города Невинномысска, выразившееся в непринятии мер по обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на участках дорог и улиц города Невинномысска, а именно: "... ". Обязать администрацию города Невинномысска в срок, не позднее 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на участках дорог и улиц города Невинномысска, а именно: "... ".
При этом первоначально административное исковое заявление было предъявлено к администрации города Невинномысска.
Определением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 15.06.2017 в качестве соответчика по делу привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска.
Решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 07.07.2017 заявленные административные исковые требования заместителя прокурора города Невинномысска Самарина В.И. в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации города Невинномысска, управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска, выразившегося в не принятии мер по обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на участках дорог и улиц города Невинномысска удовлетворены частично.
Суд признал незаконным бездействие управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска, выразившееся в не принятии мер по обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на участках дорог и улиц города Невинномысска.
Суд обязал управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры к обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на участках дорог и улиц города Невинномысска, а именно: "... ".
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора города Невинномысска Самарина В.И. в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации города Невинномысска, выразившегося в не принятии мер по обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на участках дорог и улиц города Невинномысска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 12.09.2017 данное решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении административных требований о признании незаконным бездействия администрации города Невинномысска, выразившегося в не принятии мер по обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на участках дорог и улиц города Невинномысска.
В данной части принято новое решение, которым указанные требования прокурора г. Невинномысска к администрации г. Невинномысска удовлетворены.
На администрацию г. Невинномысска возложена обязанность в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры к обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на участках дорог и улиц города Невинномысска, а именно: "... ".
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации г. Невинномысска - Журба Д.А. просит указанное апелляционное определение отменить, принять по делу новое судебное решение, которым в удовлетворении заявленных административных исковых требований к администрации г. Невинномысска отказать.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного истца заместителя прокурора Ставропольского края Никишина И.Л, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, президиум краевого суда находит, что имеются основания для отмены состоявшегося по делу апелляционного определения и направления дела на новое апелляционное рассмотрение.
Согласно ст. 328 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум находит, что судом апелляционной инстанции были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, являющиеся в силу приведенной выше нормы основанием к отмене состоявшегося по делу апелляционного определения, выразившиеся в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой города Невинномысска проведена проверка по обращению начальника Отдела МВД России по городу Невинномысску по вопросу отсутствия освещения дорог и улиц города Невинномысска. Проведенной проверкой исполнения должностными лицами администрации г. Невинномысска законодательства о безопасности дорожного движения в части освещения дорог и улиц города Невинномысска установлено, что на территории города Невинномысска имеются участки дорог и улиц, где в нарушение нормативным требованиям отсутствует стационарное электрическое освещение, а именно на участках дорог и улиц: "... ".
Отказывая в удовлетворении требований к администрации города Невинномысска суд первой инстанции исходил из того, что администрацией города, в пределах предоставленной ей компетенции, создано управление Жилищно-коммунального хозяйства, которое согласно Положению об Управлении является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета. При этом суд пришел к выводу о том, что ненадлежащее содержание дорог на территории г. Невинномысска допущено не администрацией, а фактически лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования которому переданы соответствующие полномочия и предоставляется финансирование, то есть Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска.
С указанным выводом не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что исключение администрации города Невинномысска из числа ответчиков является необоснованным, поскольку согласно Положению об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Невинномысска названное Управление является органом администрации г.Невинномысска и в силу пункта 10 финансирование расходов на реализацию функций Управления осуществляется за счет средств бюджета города. Кроме того, источником средств исполнения решения по данному делу является бюджет г. Невинномысска, в связи с чем заявленные административные исковые требования к администрации г. Невинномысска также подлежат удовлетворению.
Однако, указанный вывод суда апелляционной инстанции, сделан с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, в виду следующего.
Так, в соответствии с п. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
При этом согласно п. 9 ст. 6 Закона N 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктами 6, 11 ст 13 Закона N 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.
В статье 3 Закона N 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6).
Согласно п. 1 ст. 17 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Статьей 12 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
При этом в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.
Кроме того, согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится в том числе, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
В соответствии со ст. 38 Устава города Невинномысска, принятым решением Думы города Невинномысска Ставропольского края от 26.09.2016 N263- 24, администрация города - исполнительно-распорядительный орган, наделенный Уставом города полномочиями по решению вопросов местного значения города и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и законами Ставропольского края.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Из материалов дела следует, что администрацией г. Невинномысска, в пределах предоставленной ей компетенции, создано управление Жилищно-коммунального хозяйства, которое согласно Положению об Управлении является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета (п. 5 Положения).
Кроме того, согласно пп. 2 и 10 п. 12 раздела 3 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Невинномысска к функциям, выполняемым Управлением в соответствии с возложенными на него задачами относятся, в частности, осуществление полномочий в области использования автомобильных дорог местного значения в границах города и организации дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также организация благоустройства территории города (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Таким образом, вышеназванное управление создано органом местного самоуправления в целях организации исполнения вопросов местного значения, к числу которых, в том числе, относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, в связи с чем оно является лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог в безопасном для дорожного движения состоянии.
Между тем, указанные обстоятельства, являющиеся существенными для правильного рассмотрения настоящего дела, не были учтены судом апелляционной инстанции, в связи с чем обжалуемого апелляционное определение подлежит отмене, а дело - направлению на новое апелляционное рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 КАС РФ, президиум
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 12.09.2017 отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда в ином составе судей.
Председательствующий: О.А. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.