Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО2,
судей ФИО2 и ФИО2,
при секретаре ФИО2
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 об оспаривании действий Министерства внутренних дел по "адрес", выразившихся в отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца,
по апелляционной жалобе административного истца на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи ФИО2, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратилась в Магасский районный суд с административным иском, в котором указывала, что в 1994 г. в результате боевых действий она вынужденно покинула место постоянного проживания в Чеченской Республике и обосновалась в "адрес". Территориальным органом миграционной службы по "адрес" ей предоставлен статус вынужденного переселенца, срок действия которого систематически продлевался и в последний раз продлен до ДД.ММ.ГГГГ
Обратившись в УВМ МВД по "адрес" с заявлением об очередном продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, она получила отказ в связи с тем, что в 2001 г. ей выдана долговременная беспроцентная возвратная ссуда в размере 77 500 руб. в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья".
С указанными действиями органа государственной власти ФИО2 не согласилась, поскольку на выплаченную ссуду в силу ее малозначительности невозможно было строительство или приобретение жилья. Кроме того административный истец полагала, что спорные правоотношения возникли в 2001 г. с момента получения ссуды и изменения Закона РФ "О вынужденных переселенцах", вступившие в силу ДД.ММ.ГГГГ, к данным правоотношениям не применимы. Ссылаясь на эти обстоятельства, ФИО2 просила суд признать незаконным отказа МВД по "адрес" в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, обязать административного ответчика продлить ей срок действия статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики и исключить из списка лиц, получивших долговременную беспроцентную возвратную ссуду на строительство (приобретение) жилья.
В возражениях на административный иск представитель МВД по "адрес" ФИО2 просила отказать в удовлетворении требований истца, ссылаясь на вступившие в силу изменения в Закон РФ "О вынужденных переселенцах", согласно которым получение вынужденным переселенцем долговременной беспроцентной возвратной ссуды является основанием для отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
В судебном заседании административный истец поддержала заявленные требования.
Представитель административного ответчика ФИО2 иск не признала.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе административный истец, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном иске, просит отменить оспоренное решение и принять по делу новое решение.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, выслушав объяснения представителя административного истца ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика ФИО2, просившего решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Признание лица вынужденным переселенцем осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Закон "О вынужденных переселенцах").
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО2 является вынужденным переселенцом из Чеченской Республики. Срок действия статуса вынужденного переселенца ей продлен до ДД.ММ.ГГГГ
Письмом УВМ МВД по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО2 отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с тем, что в 2001 г. ей выдана долговременная беспроцентная возвратная ссуда в размере 77 500 руб. в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья".
В соответствии с п. 4 и 5 ст. 5 Закона "О вынужденных переселенцах" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 467-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "О вынужденных переселенцах") статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий принимают меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. Срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Согласно п. 49, 54 и 16 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ N 218, который действовал на момент возникновения спорных правоотношений, для продления срока действия статуса вынужденного переселенца заявителем не позднее истечения срока предоставления статуса в территориальный орган по месту учета подается заявление о продлении срока действия статуса и документы, указанные в пунктах 17.2, 17.3 Административного регламента. Заявление о продлении срока действия статуса, поданное заявителем после истечения срока предоставления статуса, рассматривается по существу при наличии уважительных причин несвоевременного обращения. Если заявитель не имеет возможности самостоятельно подать ходатайство, оно может быть подано через уполномоченного в установленном порядке представителя.
В силу пп. 2 п. 2 ст. 9 Закона "О вынужденных переселенцах" лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона.
По смыслу приведенных норм обязательным условием очередного продления срока действия статуса вынужденного переселенца является инициатива вынужденного переселенца или его уполномоченного представителя, выраженная в соответствующем письменном заявлении, которое подается в орган миграционной службы до истечения срока действия этого статуса. Пропуск срока подачи такого заявления без уважительных причин влечет утрату статуса вынужденного переселенца.
Как усматривается из материалов дела, срок действия статуса вынужденного переселенца у ФИО2 оканчивался ДД.ММ.ГГГГ, а обратилась она в УВМ МВД по "адрес" с заявлением о продлении срока действия статуса ДД.ММ.ГГГГ, то есть более чем через четыре месяца после истечения срока действия указанного статуса.
По утверждению административного истца, уважительной причиной пропуска срока обращения в миграционный орган с заявлением о продлении указанного срока является её уход за больными матерью и супругом, который она осуществляла в период с 5 июня по ДД.ММ.ГГГГ и с 21 по 30 августа соответственно.
В подтверждение этих доводов в материалах дела содержатся представленные административным истцом справка с. "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ, справка Плиевской врачебной амбулатории N от ДД.ММ.ГГГГ и выписной эпикриз ГБУЗ "ГКБ N ДЗМ".
Вместе с тем ФИО2 имела возможность обратиться в миграционный орган с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в периоды времени между болезнями близких родственников, за которыми она ухаживала, а так же через уполномоченного представителя.
Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности действий УВМ МВД по "адрес", выразившихся в отказе в продлении ФИО2 срока действия статуса вынужденного переселенца, поскольку достаточных доказательств уважительности причин пропуска срока обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца административным истцом не представлено.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Таким образом, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по делу по административному исковому заявлению ФИО2 об оспаривании действий Министерства внутренних дел по "адрес", выразившихся в отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
верно:
Судья ФИО2
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.