Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Тертишниковой Л.А,
судей Александровой Л.А, Ромашовой Т.А,
при секретаре Рогожиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоалтайске и Первомайском районе на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 26 октября 2017 года по делу
по иску Карташовой А. Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе об оспаривании решения, возложении обязанности включить периоды работы и назначить досрочно пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Ромашовой Т.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карташова А.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоалтайске и Первомайском районе (далее - УПФР), с учетом уточнения требований, просила включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости следующие периоды работы: в качестве медицинской сестры палатной в отделении анестезии и реанимации Усть-Каменогорской больницы N 1 в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 6 месяцев с 19.08.1993 по 26.07.1996 (в том числе с 09.01.1995 по 09.02.1995 - курсы повышения квалификации), с 27.07.1996 по 20.09.1996, с 13.03.1997 по 31.12.1997, с 01.01.1998 по 30.04.2002, с 01.01.2003 по 31.01.2003, с 02.06.2003 по 31.12.2003, с 01.01.2004 по 31.12.2004, с 01.01.2005 по 30.11.2006; курсы повышения квалификации в льготном исчислении с 19.01.2015 по 19.02.2015; в качестве медицинской сестры - анестезистки в отделении анестезиологии и реанимации КГБУЗ "Городская больница N 5 г.Барнаул" в льготном исчислении с 01.10.2016 по 05.12.2016, с 06.12.2016 по 09.01.2017; признать решение УПФР *** от 03.05.2017 в части невключения указанных периодов незаконным, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 10.01.2017.
В обоснование требований указано, что 06 декабря 2016 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального Закона N 400 "О страховых пенсиях". Решением УПФР *** от 03.05.2017 в назначении досрочной страховой пенсии отказано из-за отсутствия требуемого стажа, при этом указанные периоды не включены в специальный стаж. С решением УПФР истец не согласна, полагает, что она имеет право на досрочную пенсию, а указанные периоды подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 26.10.2017 исковое заявление Карташовой А.Н. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоалтайске и Первомайском районе *** от 03.05.2017 об отказе Карташовой А.Н. в досрочном назначении страховой пенсии по старости в части невключения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы с 19.08.1993 по 26.07.1996, в том числе с 09.01.1995 по 09.02.1995 - курсы повышения квалификации, с 27.07.1996 по 20.09.1996, с 13.03.1997 по 31.12.1997, с 01.01.1998 по 30.04.2002, с 02.06.2003 по 31.12.2003, с 01.01.2004 по 31.12.2004, с 01.01.2005 по 30.11.2006; с 19.01.2015 по 19.02.2015; с 01.10.2016 по 05.12.2016 в льготном исчислении.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоалтайске и Первомайском районе возложена обязанность включить в стаж работы Карташовой А.Н, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", в льготном исчислении (один год за один год и шесть месяцев) периоды работы:
с 19.08.1993 по 26.07.1996, в том числе с 09.01.1995 по 09.02.1995 -курсы повышения квалификации, в качестве медсестры в реанимационном отделении Городской больницы N 1 Управления здравоохранения г. Усть - Каменогорска;
с 27.07.1996 по 20.09.1996, с 13.03.1997 по 31.12.1997 в качестве медсестры в реанимационном отделении, палатной медсестры отделения анестезиологии - реаниматологии в Городской больнице N 1 Управления здравоохранения г. Усть - Каменогорска;
с 01.01.1998 по 30.04.2002, с 02.06.2003 по 31.12.2003, с 01.01.2004 по 31.12.2004, с 01.01.2005 по 30.11.2006 в качестве палатной медсестры отделения анестезиологии - реаниматологии в КГКП "Городская больница N 1" Государственного учреждения "Департамент здравоохранения Восточно- Казахстанской области";
с 19.01.2015 по 19.02.2015 - курсы повышения квалификации, с 01.10.2016 по 09.01.2017 - в качестве медицинской сестры - анестезиста в отделении анестезиологии -реанимации КГБУЗ "Городская больница N 5, г.Барнаул".
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Новоалтайске и Первомайском районе возложена обязанность назначить Карташовой А.Н. досрочно страховую пенсию по старости с 10.01.2017.
В остальной части исковые требования Карташовой А.Н. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоалтайске и Первомайском районе просит решение суда отменить в части включения в специальный стаж истца в льготном исчислении периодов работы с 27.07.1996 по 20.09.1996, с 13.03.1997 по 31.12.1997 в качестве медсестры в реанимационном отделении, палатной медсестры отделения анестезиологии-реаниматологии в Городской больнице N 1 Управления здравоохранения г. Усть-Каменогорская; с 01.01.1998 по 30.04.2002, с 02.06.2003 по 31.12.2003, с 01.01.2004 по 31.12.2004, с 01.01.2005 по 30.11.2006 в качестве палатной медсестры отделения анестезиологии-реаниматологии в КГКП "Городская больницаN1" Государственного учреждения "Департамент здравоохранения Восточно-Казахстанской области", а также возложения обязанности назначить пенсию с 10.01.2017, приняв в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы, ссылаясь на п. 2 ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, указано на то, что при установлении права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения, необходимо учитывать трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1992, а после распада государств - до 13.03.1992. Иных изменений и дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, не вносилось. С момента принятия Соглашения законодательство в области пенсионного обеспечения в государствах - участниках СНГ претерпело изменение. С 27.07.1996 законодательством Республики Казахстан не предусмотрено назначение досрочных пенсий за выслугу лет медицинским работникам. Таким образом, при определении права на досрочную страховую пенсию по старости по законодательству Российской Федерации периоды работы на территории государств - участников Соглашения, приобретенные по законодательству государств, в которых институт досрочной пенсии был отмене, начиная с даты отмены досрочных пенсий в этих городах, могут быть учтены как страховой стаж на общих основаниях. Поскольку, судом необоснованно включены в специальный стаж истца периоды работы, имевшие место после 27.07.1996, с применением законодательства Российской Федерации, то, следовательно, необоснованно назначена досрочная страховая пенсия по старости с 10.01.2017.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика истец просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика Гайдичар Е.М. и Иванова И.В. на доводах жалобы настаивали, истец Карташова А.В. и ее представитель Заворотнева Н.А. просили оставить решение суда без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив решение суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 06 декабря 2016 года Карташова А.Н. обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона N400 от 28.12.2013 "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 03.05.2017 *** в удовлетворении заявления Карташовой А.Н. в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием специального трудового стажа, необходимого для установления пенсии.
При этом ответчиком в специальный стаж истца засчитаны следующие периоды работы: с 19.08.1993 по 26.07.1996 в качестве медсестры в реанимационном отделении Городской больницы N 1 Управления здравоохранения г. Усть-Каменогорска (календарно); с 01.07.2008 по 03.04.2009 (календарно); с 07.04.2009 по 16.12.2010, с 18.12.2010 по 18.01.2015, с 20.02.2015 по 30.09.2016 (в льготном исчислении: один год за один и шесть месяцев).
В специальный стаж истца не засчитаны следующие периоды работы: с 27.07.1996 по 20.09.1996, с 13.03.1997 по 31.12.1997 в качестве медсестры в реанимационном отделении, палатной медсестры отделения анестезиологии-реаниматологии в Городской больнице N 1 Управления здравоохранения г. Усть-Каменогорска, поскольку периоды работы имели место на территории Республики Казахстан после даты приостановления действия ст. 37 Закона Казахской ССР N675-XII, предусматривающей установление пенсий за выслугу лет медицинским работникам; с 01.01.1998 по 30.04.2002, с 01.01.2003 по 31.01.2003, с 01.07.2003 по 31.12.2003, с 01.02.2004 по 31.12.2004, с 01.02.2005 по 30.11.2006 в качестве палатной медсестры отделения анестезиологии-реаниматологии в КГКП "Городская больница N 1" Государственного учреждения "Департамент здравоохранения Восточно-Казахстанской области", поскольку периоды работы имели место на территории Республики Казахстан после даты отмены института досрочных пенсий для медицинских работников; с 01.05.2002 по 31.12.2002, с 01.02.2003 по 30.06.2003, с 01.01.2004 по 31.01.2004, с 01.01.2005 по 31.01.2005, с 01.12.2006 по 21.08.2007, поскольку отсутствует уплата взносов на обязательное пенсионное обеспечение (страхование); 17.12.2010 - отпуск без сохранения заработной платы; с 19.01.2015 по 19.02.2015 - курсы повышения квалификации; с 01.10.2016 по 05.12.2016 в качестве медицинской сестры-анестезистки в отделении анестезиологии-реанимации в КГБУЗ "Городская больница N 5 г. Барнаула", поскольку сведениями справки N 2 не подтверждена работа на полную ставку.
Согласно сведениям ответчика специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, составляет 14 лет 09 месяцев и 14 дней.
Разрешая спор по существу, оценив представленные по делу доказательства, установив, что периоды работы в качестве медсестры в реанимационном отделении и в качестве палатной медсестры отделения анестезиологии - реаниматологии в Городской больнице N 1 Управления здравоохранения г. Усть-Каменогорска и КГКП "Городской больницы N 1" Государственного учреждения "Департамент здравоохранения Восточно-Казахстанской области", в качестве медицинской сестры - анестезиста в отделении анестезиологии - реанимации КГБУЗ "Городской больницы N 5, г. Барнаул", а также курсы повышения квалификации исключены из специального стажа истца неправомерно, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований, включив указанные периоды в специальный стаж истца в льготном исчислении, обязав ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 10.01.2017. При этом суд не нашел оснований для включения в специальный стаж истца периода работы с 01.01.2003 по 31.01.2003, так как в указанный период она находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет.
Поскольку решение суда оспаривается только в части включения в стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, периодов работы с 27.07.1996 по 20.09.1996, с 13.03.1997 по 31.12.1997; с 01.01.1998 по 30.04.2002, с 02.06.2003 по 31.12.2003, с 01.01.2004 по 31.12.2004, с 01.01.2005 по 30.11.2006 и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 10.01.2017, судебная коллегия, руководствуясь ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений ст.ст. 1, 2, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии со ст.8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ч.ч. 2 - 4 ст. 30 указанного закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
-Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
-Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
-Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно (под "н" п. 1).
В соответствии с подп. "б" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в том числе: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев.
В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющемся приложением к Правилам N 781, предусмотрено, что правом на льготное исчисление стажа в указанном выше порядке обладают медицинские сестры палатные, работающие в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6,8,12,15,16,20,21,27-30 Списка: больницы всех наименований (п. 1 Списка).
Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", которое утратило силу с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N781, предусмотрено, что на льготное исчисление стажа обладают медицинские сестры, работающие в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации государственных и интенсивных учреждений, предусмотренных в пунктах 1-5,7,11,14,15,16,20,21,28-31 Списка: больницы городские (п. 1 Списка).
В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (действовавшего в период до 01.11.1999) среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, исчисление сроков выслуги производилось как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и шесть месяцев.
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N464, указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений предусмотрены всех форм собственности.
Из изложенного следует, что в соответствии с пенсионным законодательством, действующим в спорные периоды, стаж работы в должности медицинской сестры палатной в отделениях (группах, палатах) анестезиологии-реанимации включается в специальный стаж в льготном исчислении.
Как следует из содержания записей в трудовой книжке, архивных справок, приказов, Карташова А.Н. в спорные периоды осуществлял свою трудовую деятельность с 19.08.1993 по 20.09.1996 в Городской больнице N 1 г.Усть-Каменогорска в должности медсестры в отделении анестезиологии - реаниматологии; с 13.03.1997 по 21.08.2007 в Городской больнице N 1 г. Усть-Каменогорска (02.06.1999 переименована в КГКП "Городская больница N 1" г. Усть-Каменогорска; 16.06.2005 переименована в КГКП "Городская больница N 1" ГУ "Департамента Здравоохранения ВКО") в должности палатной медсестры в отделении анестезиологии - реаниматологии.
Согласно приказу N 85-п от 31.03.2015 КГППХВ "Усть - Каменогорская городская больница N 1", приказ N 57-л от 16.08.1993 и запись в трудовой книжке N 1 о приеме на работу истца признаны недействительными в части названия должности и отделения, постановлено считать истца принятой на должность палатной медсестры в отделение анестезиологии и реанимации.
Таким образом, должности, в которых работала истец, относятся к должностям среднего медицинского персонала, а отделение анестезиологии и реанимации (анестезиологии - реаниматологии) больницы включено в перечень структурных подразделений, работа в которых включается в специальный стаж из расчета 1 год работы за 1 год и шесть месяцев.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 10, начиная с 01.11.1999, установлено требование о выполнении в течение полного рабочего дня работы, включаемой в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (п. 3).
Вместе с тем, исходя из представленных в материалы дела доказательств следует, что начиная с 01.07.1997 истец работала медсестрой отделения анестезиологии - реанимации на 1,0 ставку.
При таких обстоятельствах, учитывая представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец в спорные периоды работала полный рабочий день на работах, наделяющих ее правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном исчислении, в связи с чем включил в специальный стаж периоды работы с 27.07.1996 по 20.09.1996, с 13.03.1997 по 31.12.1997; с 01.01.1998 по 30.04.2002, с 02.06.2003 по 31.12.2003, с 01.01.2004 по 31.12.2004, с 01.01.2005 по 30.11.2006 в льготном исчислении.
Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
То обстоятельство, что организация, в которой истец в спорные периоды осуществляла свою трудовую деятельность, находилась на территории Республики Казахстан, вопреки доводам жалобы не свидетельствует об отсутствии у Карташовой А.Н. права на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации, так как из содержания ст. 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения, заключенного 13 марта 1992 года, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу ст. 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
В соответствии с Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 N 1-369-18, при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13.03.1992.
Из п. 5 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" следует, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Следовательно, для включения оспариваемых периодов работы в специальный стаж истца необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации. При этом периоды работы могут быть включен в специальный стаж при наличии доказательств, подтверждающих факт уплаты работодателем за истца страховых взносов на пенсионное обеспечение.
Из письменного сообщения Государственного центра по выплате пенсий Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 01.02.2013 следует, что на Карташову А.Н. перечислялись 10% обязательных пенсионных взносов.
Из представленных выписок из индивидуального пенсионного счета на имя истицы следует, что в период с марта 1998 года по ноябрь 2006 года работодателем КГКП "Городская больница N 1" перечислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Казахстана.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы истцом представлены допустимые и относимые доказательства возникновения права на назначение досрочной трудовой пенсии.
Иных доводов, влияющих на правильность принятого судом решения, апелляционная жалоба не содержит.
По существу доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к повторению правовой позиции ответчика, изложенной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иное толкование закона, на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоалтайске и Первомайском районе на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 26 октября 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.