Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего Вегель А.А,
при секретаре Ахроменко А.Н,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
"данные изъяты" обратился в Алтайский краевой суд с административным иском к Правительству Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - Управление Росреестра по Алтайскому краю) об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости: земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной части равной "данные изъяты" по состоянию на ДД.ММ.ГГ; земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости равной "данные изъяты" по состоянию на ДД.ММ.ГГ; земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости равной "данные изъяты" по состоянию на ДД.ММ.ГГ; земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости равной "данные изъяты" по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
Требования мотивированы тем, что "данные изъяты". является собственником вышеуказанных земельных участков. Кадастровая стоимость земельных участков является завышенной, что подтверждается отчетом об оценке. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку размер кадастровой стоимости влияет на размер земельного налога.
Дело рассмотрено по правилам главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с привлечением к участию в качестве административных ответчиков Правительства Алтайского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее по тексту - Управление Росреестра по Алтайскому краю), в качестве заинтересованного лица - Администрации "адрес", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Правительством Алтайского края, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю, Администрацией "адрес" представлены письменные отзывы на административное исковое заявление.
В судебном заседании представитель административного истца "данные изъяты". на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения надлежаще извещены, о причинах неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили, в соответствии со ст.ст. 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца "данные изъяты", свидетеля "данные изъяты" выполнившего отчет об оценке земельных участков, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Положениями статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу требований статьи 24.19 настоящего закона, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Из материалов дела следует, что "данные изъяты". является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес"; земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес"; земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес"; земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается представленными договорами купли-продажи, договором дарения, свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ, выпиской из ЕГРН (л.д. 7-19, 135-140,155-157).
В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации "данные изъяты"... является плательщиком земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Таким образом, установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.
Согласно сведениям ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю, выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГ, названные выше земельные участки вошли в Перечень земельных участков, который утвержден постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края". Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет "данные изъяты", с кадастровым номером *** составляет "данные изъяты", с кадастровым номером *** составляет "данные изъяты", с кадастровым номером *** составляет "данные изъяты" (л.д. 20-24, 121-123).
Для подтверждения рыночной стоимости земельного участка с соблюдением требований ч.16 ст.24.18 Закона об оценочной деятельности представлен отчет *** от ДД.ММ.ГГ, выполненный оценщиком "данные изъяты" согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты"; земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты"; земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты"; земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты" (л.д. 24-111).
Исследовав отчет об оценке, выслушав оценщика "данные изъяты", суд приходит к выводу, что отчет об оценке соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости приведенных земельных участков.
Из данного отчета следует, что оценщик исследовал и проанализировал влияние общей политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации и Алтайском крае на рынок оцениваемого объекта. Для определения рыночной стоимости объекта оценки был произведен анализ рынка земельных участков под объекты транспорта "адрес" с использованием данных архива сайта www. avito.ru, журналов "Недвижимость Алтай", "Купи-Продай", "PRO недвижимость", "Сто объявлений", "Из рук в руки".
При определении рыночной стоимости земельного участка, вопреки доводам заинтересованного лица Администрации "адрес", оценщик использовал сравнительный подход как наиболее обеспеченный исходной информацией. Для проведения расчетов по определению рыночной стоимости объекта оценки по сравнительному подходу оценщиком выбран метод сравнения продаж, как наиболее репрезентативный, поскольку учитывает фактически сложившийся на дату оценки уровень цен на земельные участки в регионе и текущую рыночную ситуацию в рассматриваемом сегменте недвижимости. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик выбрал единицы сравнения, обосновал свой выбор, применил необходимые корректировки.
Для сравнения выбраны 3 объекта - аналога, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка - под индустриальную застройку, сопоставимы с ним по ценообразующим факторам, в результате сопоставления оцениваемого земельного участка с объектами - аналогами применены соответствующие корректировки по площади, по дате предложения, на торг, на право, на расположение в районе города, на расположение относительно крупных автодорог. Оценщиком составлена таблица определения рыночной стоимости.
Отвечая на доводы Администрации "адрес", изложенные в письменном отзыве, свидетель "данные изъяты" пояснил, что в соответствии с положениями п. 20 ФСО *** при определении итоговой величины земельного участка застроенный земельный участок оценивается как незастроенный (условно свободный), предназначенный для использования в соответствии с видом его фактического использования, поэтому корректирующие коэффициенты относительно железнодорожных путей на земельном участке не применялись, а также наличие инженерной инфраструктуры во внимание не принималось.
В отчете об оценке приведена полная информация об объектах-аналогах, включая полный текст объявления о продаже, скриншот кадастровой карты, где указан адрес, кадастровый номер, площадь, категория участка, тип права, вид разрешенного использования, месторасположение земельного участка на карте города. Относительно адреса объекта-аналога ***, данные были получены путем телефонного разговора с риэлтором.
Поскольку сведения о продаже объектов берутся ежеквартально, публикация объявления об объекте-аналоге *** осуществлена в октябре 2014 года, то есть в 4-м квартале 2014 года, то оснований для применения корректировки на дату предложения относительно данного объекта-аналога не имелось.
Отчет об оценке подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим необходимое образование, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости участка; мотивированное обоснование отказа от использования доходного и затратного подходов; содержит анализ рынка, ссылки на источники информации с приложением копий материалов и распечаток; описание последовательности определения стоимости объекта оценки; обоснование выбора примененных оценщиком методов оценки в рамках сравнительного подхода; описание расчетов, расчеты и пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных оценщиком в рамках примененного подхода; отвечает принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости, достаточности. В судебном заседании оценщик "данные изъяты" подтвердил выводы, изложенные в отчете.
В силу статьи 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретного земельного участка.
Исследовав названные доказательства, суд приходит к выводу, что они являются относимыми, допустимыми, достоверными, полученными в предусмотренном законом порядке, соответствуют требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки.
Доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости приведенных земельных участков, не представлено, в связи с чем основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, у суда отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд считает, что требование об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости подлежит удовлетворению, а размер такой стоимости следует указать в соответствии с отчетом об оценке.
Руководствуясь ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление "данные изъяты" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость:
земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной части равной "данные изъяты" по состоянию на ДД.ММ.ГГ;
земельного участка с кадастровым номером ***,площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости равной "данные изъяты" по состоянию на ДД.ММ.ГГ;
земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости равной "данные изъяты" по состоянию на ДД.ММ.ГГ;
земельного участка с кадастровым номером *** площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости равной "данные изъяты" по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
Датой подачи заявления считать ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Вегель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.