Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Титовой В.В.
при секретаре Арлаускас И.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
"данные изъяты" обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", находящегося по адресу: "адрес", в равном его рыночной стоимости размере; возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночную стоимость.
Требования мотивированы тем, что "данные изъяты" указанный выше земельный участок использует на праве аренды. Кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, составляет "данные изъяты" и является завышенной, что подтверждается отчетом об оценке. Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права "данные изъяты" так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащей уплате арендной платы. Досудебный порядок урегулирования спора истцом соблюден, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю заявление Общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости отклонено.
Административные ответчики - Правительство Алтайского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, заинтересованные лица - Министерство имущественных отношений Алтайского края, Администрация "данные изъяты", надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в рассмотрении дела не направили, об отложении разбирательства дела не просили, в связи с чем в соответствии со статьей 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Представитель административного истца "данные изъяты" в судебном заседании исковые требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в соответствии с заключением эксперта по результатам судебной экспертизы.
Представитель заинтересованного лица федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю оставляет разрешение требований на усмотрение суда.
Правительство Алтайского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в письменных отзывах оставляют разрешение требований на усмотрение суда.
Выслушав представителей административного истца, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, наделены правом на обращение с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, "данные изъяты" является арендатором земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", находящегося по адресу: "адрес", на основании договора ***, заключенного ДД.ММ.ГГ с Администрацией "данные изъяты". Участок предоставлен под здание магазина. Согласно условиям договора размер арендной платы рассчитывается, в том числе с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (л.д.6-13).
Таким образом, установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края, включая земельный участок с кадастровым номером ***, утверждены постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, определена по состоянию на ДД.ММ.ГГ и составляет "данные изъяты" (л.д.5).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок (статья 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Досудебный порядок урегулирования спора истцом соблюден.
Так, ДД.ММ.ГГ "данные изъяты" обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю. Решением *** от ДД.ММ.ГГ заявление Общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отклонено.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно заключению судебной экспертизы рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет 1 225 126 рублей (л.д.187).
Допрошенным в судебном заседании экспертом "данные изъяты" выводы, изложенные в заключении, подтверждены.
Оценив заключение эксперта в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к выводу, что данное доказательство является относимым, допустимым, достоверным и может быть принято в качестве доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
Выводы эксперта мотивированы, ясны, обоснованы исследованными им обстоятельствами и не содержат противоречий, в связи с чем оснований сомневаться в их правильности не имеется.
Доводы Министерства имущественных отношений Алтайского края относительно неверного определения экспертом рыночной стоимости объекта оценки лишены оснований, опровергаются содержанием заключения, поэтому во внимание не принимаются. В приложении к заключению представлены копии страниц печатных изданий, скан-копии источников ценовой информации с соответствующими объявлениями, использованными "данные изъяты" для выявления важных ценообразующих параметров в момент актуальности ценового предложения.
Поскольку доказательств иной рыночной стоимости земельного участка либо доказательств недостоверности сведений о величине рыночной стоимости, определенной экспертом, суду не представлено, основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в заключении эксперта, у суда отсутствуют.
Принимая во внимание, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной имеет для административного истца правовое значение, суд удовлетворяет исковые требования.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", находящегося по адресу: "адрес" "адрес", равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" по состоянию на ДД.ММ.ГГ
Датой подачи заявления считать ДД.ММ.ГГ
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий В.В.Титова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.