Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Хамидуллиной Э.М.
судей Низамовой А.Р.
Фахретдиновой Р.Ф.
при секретаре Идельбаеве З.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Стерлибашевском районе Республики Башкортостан на решение Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 20 ноября 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Кадырова А. Т. удовлетворить.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости период службы Кадырова А. Т. в составе Вооруженных сил СССР с 27 июня 1987 года по 20 мая 1989 года.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ назначить Кадырову А. Т. досрочную страховую пенсию по старости с 10 октября 2017 года.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Стерлибашевском районе РБ в пользу Кадырова А. Т. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Низамовой А.Р, судебная коллегия
установила:
Кадыров А.Т. обратился с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Стерлибашевском районе Республики Башкортостан о признании за ним права на досрочную трудовую пенсию по старости, включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 27 июня 1987 года по 20 мая 1989 года, назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения - 10 октября 2017 года, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование иска указал, что 10 октября 2017 года подал ответчику заявление о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, однако решением от 24 октября 2017 года в назначении пенсии отказано.
Ответчиком не засчитан в педагогический стаж период службы истца в составе Вооруженных сил СССР с 27 июня 1987 года по 20 мая 1989 года, всего 01 год 10 месяцев 24 дня, с чем истец не согласен, в период его службы в армии действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, п.1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Данный документ утратил силу 22 сентября 1993 года. В силу п. 4 вышеуказанного постановления, в частности, служба в армии и в милиции засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. На момент обращения истца к ответчику им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения страховой пенсии.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Стерлибашевском районе Республики Башкортостан просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что судом не учтено, что на момент действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" Кадыров А.Л преподавательской деятельностью не занимался, педагогический стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости включен с 01 сентября 1994 года (учитель Стерлибашевской средней школы). В период с 12 августа 1993 года по 15 октября 1993 года истец занимал должность инженера комплексной научно-исследовательской лаборатории, с 15 октября 1993 года по 01 сентября 1994 года обучался в аспирантуре - указанные профессии (должности) и учреждения не предусмотренные как в действующих перечнях а так же и в ранее действовавших нормативных актах для определения права на досрочную страховую пенсию по старости, связанную с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в суд апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что возможность включения периода службы истца в армии в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения в связи с осуществлением педагогической деятельности предусмотрена при условии наличия у него не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для досрочного назначения пенсии, на момент обращения за назначением пенсии. Установив, что на момент обращения Кадырова А.Т. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости им было выработано более 2/3 педагогического стажа, требуемого для досрочного назначения пенсии, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости период его службы в армии.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции согласиться не может, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, закреплено в пункте 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2015 года.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Подпунктом "г" пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Из приведенных нормативных положений следует, что сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе службы в составе Вооруженных Сил СССР, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Как следует из материалов дела, начало педагогической деятельности Кадырова А.Т. имело место с 01 сентября 1994 года, следовательно нормы Положения от 17 декабря 1959 года N 1397, утратившего силу с 1 октября 1993 года, предусматривавшего, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности истца при решении вопроса о признании за ним права на досрочное пенсионное обеспечение.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о возможности включения периода службы истца в армии в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения в связи с осуществлением им педагоN N 1397 основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Кадырова А.Т.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 20 ноября 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым Кадырову Азату Талгатовичу в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Стерлибашевском районе Республики Башкортостан о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с 27 июня 1987 года по 20 мая 1989 года, назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения - с 10 октября 2017 года, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей отказать.
Председательствующий Э.М. Хамидуллина
Судьи А.Р. Низамова
Р.Ф. Фахретдинова
Справка: судья Багаутдинова А.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.