Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Троценко Ю.Ю.
судей Валиуллина И.И. и Голубевой И.В.
при секретаре Рахматуллине И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан на решение Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от 6 декабря 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Голубевой И.В, выслушав объяснения прокурора Фахретдиновой Ю.Ю, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Бижбулякского района Республики Башкортостан в интересах Нафикова P.M. обратился в суд с иском к администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан (далее - администрация) об обязании предоставить Нафикову Р.М,
12 ноября 1998 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного помещения, указав в обоснование требований, что прокуратурой проведена проверка по обращению
Нафикова P.M, 12 ноября 1998 года рождения, об оказании помощи по предоставлению жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что отец Нафикова P.M. - Нафиков М.Р. умер
23 мая 2008 года, мать - Нафикова М.Н. лишена родительских прав на основании решения Чиркиского межрайонного суда по гражданским делам Ташкентской области от 27 декабря 2012 года. На основании постановления главы администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан от 29 августа 2013 года N 8/200-д Нафиков P.M. поставлен на учет в органах опеки и попечительства администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан. В 2017 году Нафиков P.M. окончил МОБУ СОШ с. Елбулактамак муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан. Постановлением главы администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан от 02 декабря 2014 года
N 12/313-а Нафиков P.M. принят на учет для получения жилого помещения специализированного жилого помещения по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". Между тем, Нафикову P.M. до настоящего времени администрацией не предоставлено жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Тем самым нарушены жилищные права Нафикова P.M, который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Обжалуемым решением суда постановлено:
исковое заявление прокурора Бижбулякского района Республики Башкортостан в интересах Нафикова Р.М. к администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан предоставить Нафикову Р.М, 12 ноября 1998 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме представления площади жилого помещения по договору социального найма, и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
В апелляционной жалобе представитель Администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан Николаев С.П. просит отменить решение суда по мотиву его незаконности и необоснованности, указывая на то, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы Администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан на решение Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от 6 декабря 2017 года, заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 4 ст. 8 указанного Закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение. Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 п. "ж" ч. 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе и в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его ст. 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (п. 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (п. 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).
Как указано в п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом Российской Федерации от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" вступил в законную силу 1 января 2013 года, внесены изменения.
Таким образом, как правильно указал суд, из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и исходил из того, что обязанность обеспечения Нафикова Р.М. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан, поскольку порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому обязанность обеспечения Нафикова Р.М. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на Администрацию муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан.
Выводы суда являются правильными и подтверждаются материалами дела.
Как усматривается из материалов дела, Нафиков Р.М. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено, что отец Нафикова P.M. - Нафиков М.Р. умер
23 мая 2008 года, мать - Нафикова М.Н. лишена родительских прав решением Чиркиского межрайонного суда по гражданским делам Ташкентской области от 27 декабря 2012 года.
Постановлением главы администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан от 29 августа 2013 года
N 8/200-д Нафиков P.M. поставлен на учет в органах опеки и попечительства администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан.
В 2017 году Нафиков P.M. окончил МОБУ СОШ с. Елбулактамак муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан.
Постановлением главы администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан от 02 декабря 2014 года
N 12/313-а Нафиков P.M. принят на учет для получения жилого помещения специализированного жилого помещения по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Из материалов дела следует, что Нафиков P.M. в собственности жилого помещения не имеет и до настоящего времени им не обеспечен, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о правах.
Таким образом, судом первой инстанции достоверно установлено, что до настоящего времени Нафиков Р.М. жилым помещением не обеспечен, в связи с чем, как лицо оставшееся без попечения родителей и не являющееся нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, либо иным способом реализовавшее свое право на получение жилого помещения, имеет право ставить вопрос о предоставлении ему жилого помещения и на обеспечение его жильем по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с чем суд пришел к правильному выводу об удовлетворении иска прокурора.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 г.
N 260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" государственными полномочиями, предусмотренными ст. 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан.
Исходя из вышеизложенного следует, что обязанность по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории лиц возложена на органы местного самоуправления, т.е. в данном случае на Администрацию муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан.
Таким образом, доводы жалобы администрации о том, что обязательства по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений исполняются за счет бюджета субъекта Российской Федерации, являются несостоятельными.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от 6 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.Ю. Троценко
Судьи И.И. Валиуллин
И.В. Голубева
Справка: судья Шамратов Т.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.