Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Хамидуллиной Э.М.
судей Низамовой А.Р.
Фахретдиновой Р.Ф.
при секретаре Ямалиевой В.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Карамовой Е.Д. на решение Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 30 ноября 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления Карамовой Е. Д. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Караидельском районе Республики Башкортостан о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Караидельском районе N... от 16 декабря 2015 года об отказе в назначении Карамовой Е. Д. досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Караидельском районе включить в льготный стаж в льготном исчислении как 1 года за 1 год 3 месяца период: с 10 апреля 1995 года по 04 декабря 2015 года в должности фельдшера в Караидельском Военном Комиссариате Республики Башкортостан по Караидельскому району, возложении обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Караидельском районе назначить Карамовой Е. Д. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с момента ее обращения - 4 декабря 2015 года - отказать.
Заслушав доклад судьи Низамовой А.Р, судебная коллегия
установила:
Карамова Е.Д. обратилась с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Караидельском районе Республики Башкортостан о признании незаконным решения N... от 16 декабря 2015 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности включить в льготный стаж в льготном исчислении как 1 года за 1 год 3 месяца период с 10 апреля 1995 года по 04 декабря 2015 года в должности фельдшера в Караидельском Военном Комиссариате Республики Башкортостан по Караидельскому району Республики Башкортостан, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с момента обращения - с 04 декабря 2015 года.
В обоснование иска указала, что решением ответчика от 16 декабря 2015 года ей отказано в установлении пенсии, ввиду отсутствия 25-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Период работы с 10 апреля 1995 года по 04 декабря 2015 года в должности фельдшера в Караидельском Военном Комиссариате Республики Башкортостан по Караидельскому району не включен ответчиком в стаж со ссылкой на то, что наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений от 29 октября 2002 года N781.
С указанным решением истец не согласна, поскольку в спорный период ее деятельность была направлена на охрану здоровья населения, в связи с чем данный период должен быть включен в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Согласно должностным обязанностям фельдшера военкомата она осуществляла работу по обследованию граждан проходящих службу в вооруженных силах Российской Федерации, подготовку и проведение диспансерных осмотров, планирование и проведение лабораторных исследований и профилактических прививок.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Карамова Е.Д. просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении ее иска. В обоснование жалобы указывает, что судом не учтено ранее действовавшее законодательство, согласно которому лицам, занимавшимся лечебной деятельностью, предоставлено право на досрочную трудовую пенсию. Трудовой стаж работы на медицинских должностях в военных комиссариатах должен засчитываться в льготный трудовой стаж для назначения пенсии. Ее стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с учетом определения Верховного Суда Российской Федерации N 45-В11-11 от 01 декабря 2011 года составляет более 25 лет.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в суд апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Карамову Е.Д, судебная коллегия приходит к следующему.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в частности, применяются:
н) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Карамова Е.Д. выполняла лечебную и иную деятельности по охране здоровья населения в учреждении, работа в котором не дает право на досрочное назначение пенсии по старости, соответственно необходимые условия для назначения трудовой пенсии по старости отсутствуют, в связи, с чем пришел к выводу об отказе в иске.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, а доводы жалобы находит подлежащими отклонению в силу следующего.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 (подлежащему применению с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно, и действовавшему в том числе в период работы Карамовой Е.Д. в должности фельдшера в Караидельском Военном Комиссариате Республики Башкортостан по Караидельскому району), право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Этот нормативный акт не содержал конкретный перечень учреждений, работа в которых предоставляла право на пенсию по выслуге лет. В связи с этим для определения перечня учреждений следует руководствоваться Номенклатурами учреждений здравоохранения, перечисленными в приложении 3 к приказу Минздрава Российской Федерации от 23 ноября 1992 года N 301 "Об оплате труда работников здравоохранения" и в приложении N 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации к приказу Минздравмедпрома Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 35, в которых в числе амбулаторно-поликлинических учреждений перечислены военные комиссариаты.
Неприменимо к Карамовой Е.Д. и положение постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, где предусмотрено, что в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
Истца не проходила военную службу по специальности.
Не предусмотрено такое учреждение как военный комиссариат в списках 1999 и 2002 годов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, не любая работа по выполнению лечебной деятельности является дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
Таким образом, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 30 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Карамовой Е.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий Э.М. Хамидуллина
Судьи А.Р. Низамова
Р.Ф. Фахретдинова
Справка: судья Ханов Д.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.