Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Черчага С.В.
судей Нурисламовой Э.Р.
Портянова А.Г.
с участием прокурора Муратовой Е.М.
при секретаре Рахматуллине И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Миннуллина Р. Ш. к Министерству обороны Российской Федерации о компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Миннуллина Р. Ш. в счет компенсации морального вреда 500 000,00 руб, расходы по оформлению доверенности в размере 1 300,00 руб, расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000,00 руб.
В удовлетворении остальных исковых требований Миннуллина Р.Ш. отказать.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в бюджет муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан государственную пошлину в размере 300,00 руб.
Заслушав доклад судьи Нурисламовой Э.Р, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Миннуллин Р.Ш. обратился с вышеназванным иском к Министерству обороны Российской Федерации о компенсации морального вреда, указав, что 19.12.2013г. он был призван на военную службу в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации. 14.07.2014г. в период прохождения военной службы по призыву в войсковой части N... Министерства обороны РФ в результате преступной халатности начальника инженерной службы в/ч N... подполковника Хорошунова В.В. ему были причинены тяжкие телесные повреждения. Обстоятельства причинения вреда здоровью и виновность в преступлении Хорошунова В.В. установлена вступившим в законную силу приговором 95-го гарнизонного военного суда адрес от 11.03.2015г. Причиненные в результате взрыва телесные повреждения очень сильно отразились на его здоровье, в течение 7 месяцев он находился на стационарном лечении, в госпитале, признан негодным к прохождению военной службы по состоянию здоровья. Из-за состояния здоровья он не может заниматься привычными для него занятиями, спортом, многими видами трудовой деятельности, активно отдыхать. Травмы, полученные в результате взрыва, постоянно причиняют ему физическую боль, вследствие чего он вынужден принимать лекарства и лечение. Соответственно в результате произошедших событий из-за перенесенных нравственных и физических страданий ему причинен моральный вред.
Истец просил взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 900 000 руб, расходы по изготовлению доверенности в размере 1 300 руб, расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что из нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что по общему правилу, необходимыми условиями для возложения обязанности по компенсации морального вреда являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда. Следовательно, обязанность по компенсации морального вреда может быть возложена на государсвтенные органы или должностных лиц этих органов при наличии вины указанных органов в лиц в причинении вреда. Если не представляется возможным установить непосредственного причинителя вреда, а также его вину, то основания для компенсации морального вреда по правилам норм главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствуют. Между тем, в настоящем деле непосредственный причинитель тяжкого вреда здоровью Миннуллину Р.Ш. в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей является Хорошунов В.В. Действия Хорошунова В.В. не были обусловлены непосредственным выполнением им боевых задач, не продиктованы характером поставленных перед данным военнослужащим служебных заданий. Совершая преступление, военнослужащий Хорошунов В.В. действовал не по заданию командования воинской части, а явно выходя за пределы своих полномочий. Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований истца за счет Министерства обороны Российской Федерации не имеется.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Минуллина Р.Ш. - Соловьева А.А, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Миннуллина Р.Ш. о компенсации морального вреда, суд исходил из того, что для этого имеются предусмотренные законом основания, поскольку вред здоровью истца причинен незаконными действиями должностного лица Хорошунова В.В, вследствие ненадлежащего исполнения служебных обязанностей начальника инженерной службы войсковой части, поэтому в силу положений статей 151 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственным за причинение вреда здоровью Миннуллина Р.Ш. является Министерство обороны Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств, поскольку войсковая часть не является юридическим лицом и финансируется за счет средств федерального бюджета. Кроме того, обстоятельства причинения тяжкого вреда здоровью Миннуллину Р.Ш. установлены вступившим в законную силу приговором суда в отношении Хорошунова В.В. Размер компенсации морального вреда суд определилв сумме 500 000 руб. с учетом степени физических и нравственных страданий Миннуллина Р.Ш, связанных с причинением ему тяжкого вреда здоровью.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.
Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ч. ч. 1 и 2).
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях: а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов; б) исполнения должностных обязанностей; в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда; г) участия в учениях или походах кораблей; д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником); е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью; ж) нахождения в служебной командировке; з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно; и) следования к месту военной службы и обратно; к) прохождения военных сборов; л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; м) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.
Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную службу, предполагают необходимость выполнениями ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу ст. ст. 1 (ч. 1), 2, 7, 37 (ч. ч. 1 и 3), 39 (ч. ч. 1, 2), 41 (ч. 1), 45 (ч. 1), 59 и 71 (п. п. "в", "м") Конституции Российской Федерации влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с п. 1 ст. 16 названного Федерального закона охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти. Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров, на которых возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.
Пункт 2 ст. 27 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривает, что командиры являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.
Аналогичные требования к обеспечению сохранности жизни и здоровья военнослужащих закреплены и в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495. Так, в частности, в соответствии с требованиями п. 81, 144, 152, 317, 322 этого Устава командир (начальник) в целях обеспечения безопасности военной службы обязан: в своей служебной деятельности отдавать приоритет сохранению жизни и здоровья подчиненных военнослужащих; руководствуясь положениями главы 7 настоящего Устава, принимать все возможные меры по обеспечению защищенности военнослужащих от воздействия на них опасных факторов военной службы при исполнении ими своих обязанностей, предупреждению их гибели (смерти) и увечий (ранений, травм, контузий), а также осуществлять мероприятия по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью, имуществу местного населения и окружающей среде в ходе повседневной деятельности воинской части (подразделения). Безопасность военной службы заключается в поддержании в полку (подразделении) условий военной службы и порядка ее несения, обеспечивающих защищенность личного состава и каждого военнослужащего в отдельности. К общим условиям обеспечения безопасности военной службы, в частности, отнесено поддержание воинской дисциплины, обеспечение удовлетворительного состояния здоровья военнослужащих, соблюдение правил внутреннего распорядка; командир (начальник) в целях обеспечения безопасности военной службы обязан осуществлять мероприятия по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью. Контроль за выполнением личным составом требований безопасности военной службы, отнесен к одному из основных мероприятий по предупреждению гибели, увечий, снижению заболеваемости военнослужащих.
Охрана здоровья и физическое развитие военнослужащих - неотъемлемая часть их подготовки к выполнению своего воинского долга. Охрана здоровья обеспечивается созданием командирами (начальниками) во взаимодействии с органами государственной власти безопасных условий военной службы. Забота о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров (начальников). Охрана здоровья военнослужащих достигается: проведением командирами (начальниками) мероприятий по оздоровлению условий службы и быта; систематическим их закаливанием, регулярными занятиями физической подготовкой и спортом; осуществлением санитарно-противоэпидемических (профилактических) и лечебно-профилактических мероприятий. Физическая подготовка военнослужащих осуществляется во время утренней физической зарядки, учебных занятий, спортивно-массовой работы, в процессе учебно-боевой деятельности, а также в ходе самостоятельных тренировок военнослужащих. Во время занятий выполняются физические упражнения с использованием различных способов тренировки. Физическая нагрузка дозируется с учетом принадлежности военнослужащих к виду и роду войск Вооруженных Сил, возраста и состояния здоровья (п. п. 335, 336, 342 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации).
Статьей 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным гл. 59 (ст. ст. 1064 - 1101) данного Кодекса, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из приведенных законоположений следует, что по общему правилу необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности являются: причинение вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.
Нормы ст. 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в системной взаимосвязи с нормами ст. ст. 1064 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации означают, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке гл. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет соответствующей казны возникает в случаях установления вины государственных органов и их должностных лиц в причинении данного вреда.
Эта позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20 октября 2010 года N 18-П "По делу о проверке конституционности ряда положений ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ст. 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ногайского районного суда Республики Дагестан".
Таким образом, ст. 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет применять меры гражданско-правовой ответственности в тех случаях, когда вина органов и должностных лиц государства в причинении вреда жизни и здоровью гражданина при исполнении им обязанностей военной службы установлена.
Действующее гражданское законодательство предусматривает презумпцию вины причинителя вреда: лицо, причинившее вред, освобождается от обязанности его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине (ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 11 Постановления от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" разъяснил, что предусмотренная ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия своей вины должен представить сам ответчик.
Компенсация морального вреда, о взыскании которой в связи с получением вреда здоровью при прохождении военной службы по призыву заявлено истцом, является одним из видов гражданско-правовой ответственности.
В силу п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл. 59 и ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Как разъяснено в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 8 названного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Из приведенных нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что, по общему правилу, необходимыми условиями для возложения обязанности по компенсации морального вреда являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.
Следовательно, обязанность по компенсации морального вреда (в данном случае заявлено исковое требование о компенсации морального вреда к Министерству обороны Российской Федерации) может быть возложена на государственные органы или должностных лиц этих органов при наличии вины указанных органов и лиц в причинении вреда. Если не представляется возможным установить непосредственного причинителя вреда, а также его вину, то основания для компенсации морального вреда по правилам норм главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Судом первой инстанции установлено, что приговором от 11.03.2015г. 95 гарнизонного военного суда военнослужащий по контракту войсковой части N... подполковник Хорошунов В.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 293 УК Российской Федерации (л.д.33-36).
Из указанного приговора следует, что в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей Хорошуновым В.В. в период прохождения военной службы по контракту в должности начальника инженерной службы войсковой части 34096, имея допуск к самостоятельной работе на проведение подрывных работ, являясь должностным лицом, при проведении сборов в качестве руководителя с нештатными расчетами минирования и группами разминирования по практическому подрыву инженерных боеприпасов, вследствие его небрежного отношения к службе и ненадлежащего изучения руководящих документов, рядовой Миннуллин Р.Ш. получил телесные повреждения в виде взрывной травмы, которая сопровождалась острой массивной кровопотерей и травматическим шоком первой степени, ран мягких тканей правой половины туловища, множественных ран мягких тканей крестцовой области, оскольчатых переломов костей левой стопы. Указанные телесные повреждения являются вредом здоровью, опасным для жизни человека и расцениваются как тяжкий вред здоровью человека.
Хорошунов В.В. полностью признал свою вину в предъявленном ему обвинении.
Приговор вступил в законную силу 24.03.2015г.
Из дубликата справки N... от 24.09.2014г, выданной войсковой частью 46193 Министерства обороны Российской Федерации, усматривается, что рядовой призыва Миннуллин Р.Ш. в период прохождения военной службы в войсковой части 34096, относящейся к Министерству обороны Российской Федерации, 14.07.2014г. получил тяжелое увечье, в связи с чем, с 14.07.2014г. находился на лечении в ГБУ РМЭ "Республиканская клиническая больница". С 18.07.2014г. войсковая часть N... (л.д.8).
Согласно представленной выписке из истории болезни N.., Миннуллин Р.Ш. 14.07.2014г. поступил в отделение травматологии и ортопедии Республиканской клинической больницы адрес Республики Марий Эл с основным диагнозом минно-взрывная травма, множественные оскольчатые ранения туловища, верхних и нижних конечностей, головы, открытый оскольчатый перелом левой голени, открытый перелом пяточной кости, плюсневых костей правой стопы, I правой кисти, травматический шок I ст. (л.д.9).
Согласно выписке из приказа N... командира войсковой части N... от 19.01.2015г, рядовой по призыву Миннуллин Р.Ш, стрелок БОР войсковой части N... досрочно уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья, с 19.01.2015г. исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлен на воинский учет в отдел ВК Республики Башкортостан, основание - выписной эпикриз N... (л.д.10).
В ходе судебного разбирательства установлено, что должностным лицом войсковой части N... Хорошуновым В.В. были нарушены предписания законов и нормативных актов, регламентирующих порядок несения военной службы, ненадлежащим образом исполнялись должностные и служебные обязанности по контролю за обеспечением безопасных условий прохождения военной службы, по охране жизни и здоровья военнослужащих, что привело к получению Миннуллиным Р.Ш. тяжелого увечья, и наступлением вреда, возникшего в период исполнения обязанностей военной службы.
Вопреки установленной ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпции вины причинителя вреда, возлагающей на ответчика обязанность представить доказательства отсутствия вины последнего, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приведенные выше выводы суда первой инстанции не опровергают.
С учетом требований ст. ст. 151, 1099, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, конкретных обстоятельств дела, степени вины ответчика, характера полученной травмы и ее последствий, длительности и стойкости страдания, судебная коллегия полагает, что взысканная судом сумма компенсации морального вреда в размере 500 000 руб. отвечает требованиям разумности и справедливости.
Судебной коллегией также был истребован и исследован государственный контракт N... от 28.12.2013г. на оказание услуг по осуществлению в 2014 году обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы, которым предусмотрены объекты и страховые случаи, установленные в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации"
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 20 октября 2010 года N 18-П, от 17 мая 2011 года N 8-П, военная служба, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Соответственно, военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость осуществления поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, а государство гарантирует адекватное возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей военной службы.
Выбор правовых средств, направленных на возмещение такого вреда, относится к дискреции федерального законодателя, который, осуществляя на основании ст. ст. 37 (ч. 1, 3), 39 (ч. 1, 2), 41 (ч. 1), 45 (ч. 1), 59 (ч. 1, 2) и 71 (п. "в", "м") Конституции Российской Федерации правовое регулирование в данной сфере, обязан предусматривать эффективные гарантии реализации прав военнослужащих, соответствующие правовой природе и целям возмещения вреда, причиненного их здоровью, характеру возникающих между ними и государством правоотношений.
Положения ст. ст. 16, 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" являются элементами публично-правового механизма, направленного на охрану здоровья, медицинскую помощь военнослужащих, право на возмещение вреда и страховые гарантии военнослужащим и как таковые не предполагают, что возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащих, может сводиться только к выплате страховых сумм и единовременного пособия.
Указанные выше нормы ст. 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации не исключают, а, напротив, предполагают обеспечение выплаты государством в полном объеме возмещения такого вреда, но лишь в качестве меры гражданско-правовой ответственности государственных органов или их должностных лиц как причинителей этого вреда, и позволяет использовать дополнительно к публично-правовым средствам социальной защиты военнослужащих меры гражданско-правовой ответственности в тех случаях, когда вина органов и должностных лиц государства в причинении вреда жизни или здоровью гражданина при исполнении им обязанностей военной службы установлена.
Посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату при наступлении страховых случаев соответствующих страховых сумм военнослужащим и приравненным к ним лицам обеспечивается право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защиты имущественных прав, а также осуществляется гарантируемое ст. 39 Конституции Российской Федерации социальное обеспечение граждан в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом, при этом законом не запрещено взыскание компенсации морального вреда.
Кроме того, с учетом положений ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 9, п. 31 ст. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является надлежащим ответчиком по настоящему спору.
Довод апелляционной жалобы о том, что действия военнослужащего Хорошунова В.В. не были соверешены по смыслу п. 1 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности т военной службе" при исполнении им обязанностей военной службы, поскольку не были обусловлены непосредственным выполнением им боевых задач, не продиктованы характером поставленных перед данным военнослужащим служебных заданий, не может служить основанием для отмены принятого решения, поскольку опровергается материалами дела и вступившим в законную силу приговором суда в отношении Хорошунова В.В, из которого следует, что вред здоровью истца был причинен в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностного лица Хорошунова В.В, который проходил военную службу по контракту.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта, проверенного в пределах доводов, содержащихся апелляционной жалобе ответчика. При разрешении дела суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Нурисламова Э.Р.
Портянов А.Г.
Справка: судья Рыбакова В.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.