Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А,
судей Куловой Г.Р. и Смирновой О. В.
при секретаре Идельбаеве З.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харуновой А.М. к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о сохранении в реконструированном виде блока жилого дома блокированной застройки, признании права собственности на блок жилого дома блокированной застройки по апелляционной жалобе администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфа Республики Башкортостан от 31 октября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Смирновой О.В, объяснения представителя Харуновой А.М. - Безруковой Г.У, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Харунова А.М. обратилась в суд с иском к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация) о сохранении в реконструированном виде блока жилого дома блокированной застройки, признании права собственности на блок жилого дома блокированной застройки.
В обоснование иска указала, что по договору купли - продажи от 31 июля 2005 г. приобрела в собственность 1/2 долю в праве на жилой дом, расположенный по адресу: адрес. На основании соглашения о выделе доли прекращении права общей долевой собственности от 19 февраля 2014 г. ей в собственность перешла часть жилого дома, состоящего из помещений с номерами на поэтажном плане 1,2,3 общей площадью 33,5 кв.м.
На основании договора от 23 марта 2015 г. истцом приобретён в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером N.., в границах которого расположена принадлежащая ей часть жилого дома.
В целях улучшения жилищных условий истцом к жилому дому возведены пристрои (литера А2, А3, А4, а2). Однако в признании права собственности на реконструированное жилое здание решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфа Республики Башкортостан от 13 июля 2013 г. отказано по причине частичного его несоответствия строительным требования (отсутствие снегозадержателей, не организован водоотвод с крыши), что создавало угрозу для жизни и здоровья.
В последующем истцом устранены выявленные нарушения, что подтверждается заключением специалистов - строителей общества с ограниченной ответственностью... (далее - ООО... ) от 03 ноября 2016 г. Обращение истца в администрацию о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства оставлено без удовлетворения.
Просила сохранить в реконструированном виде жилое помещение общей площадью 163 кв.м, номера на поэтажном плане 1,2,3, 11 - 23, расположенное по адресу: адрес признать на него право собственности Харуновой А.М.
Судом постановлено решение, которым исковые требования Харуновой А.М. удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, администрацией подана апелляционная жалоба, в которой указывается на незаконность и необоснованность судебного постановления, постановленного с нарушением норм материального права.
В судебное заседание Харунова А.М, представитель администрации не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьёй 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что истцом реконструировано жилое помещение на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке. соответствующее строительным нормам и правилам, не создающее угрозу жизни и здоровью граждан. Предпринятые истцом меры легализации объекта капитального строительства оставлены органам местного самоуправления без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает выводы суда об удовлетворении исковых требований Харуновой А.М. законными и обоснованными.
Постановка на государственный кадастровый учет жилых помещений в индивидуальном жилом доме и последующее их введение в гражданский оборот в качестве самостоятельных объектов гражданских прав не предусмотрено действующим законодательством и прямо запрещено вступившим в силу с 01 января 2017 г. Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (часть 7 статьи 41).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации жилыми домами блокированной застройки признаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Аналогичное определение понятия "блокированный жилой дом" содержится в Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утверждённых Советом городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22 августа 2008 г. N 7/4, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений,(далее - Правила землепользования и застройки).
Следовательно, признаками жилого дома блокированной застройки являются: этажность не более трёх этажей, жилое здание должно состоять из отдельных блоков (не более 10), имеющих общую стену (стены) и отдельный выход на обособленный земельный участок, через который осуществляется выход на земельный участок общего пользования.
Из кадастрового паспорта земельного участка по состоянию на 30 мая 2014 г. N... следует, что земельный участок с кадастровым номером N... площадью 646 кв.м по адресу: адрес находится в территориальной зоне, индекс "Ж-1", жилая зона, предназначенной согласно статье 43.1 Правил землепользования и застройки для индивидуального жилищного строительства высотой не выше трех надземных этажей и площадью земельного участка от 600 кв.м до 2500 кв.м, для блокированной жилой застройки количеством надземных этажей не более чем три. Видами разрешённого использования в указанной зоне являются индивидуальное жилищное строительство, блокированные жилые дома, многоквартирные жилые дома.
В настоящее время в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения в части разрешённого использования земельного участка: вместо "для обслуживания индивидуального жилого дома и хозяйственных построек" значится "для блокированной жилой застройки количеством надземных этажей не более чем три".
Следовательно, разрешенное использование земельного участка соответствует назначению реконструированного объекта капитального строительства - блок жилого дома блокированной застройки, возведённого согласно заключению кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью... ФИО1 от 01 февраля 2018 г. N... в границах земельного участка с кадастровым номером 02:55:030260:248.
Из пояснений эксперта - строителя ООО... ФИО2, данных в суде апелляционной инстанции, следует, что ею совместно с другим экспертом организации проведено исследование спорного объекта недвижимости, представляющего из себя блок - секцию блокированного жилого дома, состоящего из двух блок - секций, имеющих общую стену, раздельные крыши и обособленные инженерные системы, не создающий угрозы для жизни и здоровья окружающих.
Судебная коллегия признает заключение специалистов - строителей ООО... от 03 ноября 2016 г, подтвержденное экспертом, предупрежденной об уголовной ответственности за дачу ложного заключения и пояснений, допустимым письменным доказательством.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности нахождения постройки в границах земельного участка, соответствия разрешенного использования земельного участка её назначению и иные доводы опровергаются материалами дела и не являются основанием для отмены судебного постановлению.
Между тем резолютивная часть решения суда не соответствует принципу исполнимости судебного постановления из - за некорректного указания наименования реконструированного объекта капитального строительства.
В соответствии со статьёй 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениям, изложенным в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым изменить резолютивную часть решения, изложив её в следующей редакции: сохранить блок жилого дома блокированной застройки в реконструированном виде общей площадью 163 кв.м, расположенном по адресу: адрес. Признать за Харуновой А.М. право собственности на блок жилого дома блокированной застройки общей площадью 163 кв.м, расположенном по адресу: адрес.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 31 октября 2017 г. изменить.
Сохранить блок жилого дома блокированной застройки в реконструированном виде общей площадью 163 кв.м, расположенном по адресу: адрес.
Признать за Харуновой А.М. право собственности на блок жилого дома блокированной застройки общей площадью 163 кв.м, расположенном по адресу: адрес.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Попенова Т.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.