Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Васильевой Г.Ф,
судей: Идрисовой А.В. и Фроловой Т.Е,
при секретаре Фархутдиновой Я.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 19 октября 2017 года по гражданскому делу по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, разработать проект рекультивации, произвести очистку и рекультивацию земельного участка.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Идрисовой А.В, проверив материалы гражданского дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с указанным выше иском, указывая, что Башкирской природоохранной прокуратурой по обращению жителей с. Ольховое Уфимского района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на территории сельского поселения Ольховский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан. Установлено, что на территории сельского поселения Ольховский сельсовет, в 200 метрах северо-западнее с. Ольховое Уфимского района РБ, расположен котлован, имеющий прямоугольную форму и ограниченный земляным валом и рвом глубиной от 2,5 до 4 метров. Ориентировочная площадь котлована составляет 12000 кв.м, длина по периметру отвала составляет 418 метров. С восточной стороны котлована размещены: хозяйственно-фекальные жидкие отходы (ориентировочная площадь составляет 272 кв.м.), навал твердых бытовых отходов (ориентировочная площадь составляет 330 кв.м.), состоящих из бумаги (картона), пищевых отходов, древесных отходов, металла черного, текстиля, стекла, кожи и резины, полимерных материалов и прочих компонентов.
Данный факт подтверждается актом проверки, составленным заместителем прокурора Хайртдиновым Р.Р, фотографиями. Объект размещения отходов не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Просит обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в 200 метрах северо-западнее с. Ольховое Уфимского района РБ, путем вывоза размещенных на ней отходов на установленные объекты размещения отходов, разработать проект восстановительных работ (проект рекультивации), в соответствии с которым произвести очистку и рекультивацию земельного участка, занятого твердыми бытовыми и жидкими отходами.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 19 октября 2017 года постановлено:
"исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к Министерству природопользования и экологии РБ, Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о ликвидации и рекультивации несанкционированной свалки удовлетворить частично.
Обязать Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в 200 м северо-западнее с. Ольховое Уфимского района РБ, путем вывоза размещенных на ней отходов на установленные объекты размещения отходов в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан РБ разработать проект восстановительных работ (проект рекультивации), в соответствии с которым произвести очистку и рекультивацию земельного участка, занятого твердыми бытовыми и жидкими отходами в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований Башкирского природоохранного межрайонного прокурора отказать".
В апелляционной жалобе ответчика Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан не является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку указанные выше действия не входят в полномочия Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, так как с 01 января 2016 года деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, захоронению твёрдых бытовых отходов относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Также указал об отсутствии финансовых средств для исполнения решения суда.
Прокурор представил возражение на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), рассмотрела дело без их участия.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленный спор, принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", суд первой инстанции пришёл к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, поскольку земельный участок, на котором расположена свалка, находится в собственности ответчика, образование указанной несанкционированной свалки явилось следствием ненадлежащего выполнения данным ответчиком возложенных на него полномочий по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории муниципального района, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов относится к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, полномочия по обращению с отходами Администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Администрации сельского поселения не передавались.
С указанными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан является ненадлежащим ответчиком не являются основанием для отмены решения суда.
Положениями части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах, производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами и на территории сельских поселений, если иное не установлено законом, субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах, производства и потребления", предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым относятся принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности.
Абзацем 16 статьи 6 Федерального закона "Об отходах, производства и потребления" регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан осуществляет свою деятельность на основании Положения о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 мая 2013 года N200 (далее - Положение).
Пунктом 3.94.9 Положения, на Министерство возложена обязанность по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся; организация мероприятии по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом, обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления.
Аналогичные положения закреплены в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.
Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в стати 7 и 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" внесены изменения.
Согласно внесенным изменениям к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе по раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Данные изменения вступили в силу с 01 января 2016 года. Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу 29 декабря 2016 года, устанавливается переходный период новой системы регулирования в области обращения с ТКО до 01 января 2019 года.
Следовательно, реализация изменений, внесенных в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отсрочена до 01 января 2019 года, соответственно действуют нормы закона, действовавшие до 01 января 2016 года, в частности обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления.
Статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что до наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Таким образом, Федеральным законом N404-ФЗ от 29 декабря 2015 года установлен переходный период до наделения юридических лиц статусом региональных операторов. Для функционирования института региональных операторов, Правительство Российской Федерации должно разработать и утвердить Правила обращения с ТКО, орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации определить регионального оператора на основании конкурса, а для этого необходимо утвердить Правила конкурсного отбора и т.д.
В связи с изложенным, организация работы по обращению с ТКО до 01 января 2019 года должны осуществляться в ранее установленном порядке до наделения соответствующих юридических лиц статусом регионального оператора по обращению с ТКО.
Следует отметить, что выявленная прокуратурой несанкционированная свалка образовалась и функционировала до 01 января 2016 года, то есть в период, когда полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора были возложены на органы местного самоуправления.
Кроме того, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что указанная свалка не относится к числу вновь образованных, функционирует более 20 лет, когда полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора возлагались на органы местного самоуправления, земельный участок, на котором расположена свалка, находится в собственности ответчика, а потому образование указанной несанкционированной свалки явилось следствием ненадлежащего выполнения ответчиком возложенных на него полномочий по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории муниципального района.
На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан является ненадлежащим ответчиком.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в бюджете муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан поселения денежных средств, необходимых для сбора и транспортирования отходов, не является основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Так, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Учитывая изложенное, не имеется оснований полагать, что отсутствие в бюджете муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции, при том, что право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 19 октября 2017 года Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Ф.Васильева
судьи: А.В. Идрисова
Т.Е.Фролова
справка: судья Моисеева Г.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.