Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Вахитовой Г.Д,
судей Габитовой А.М,
Милютина В.Н,
при секретаре Хасанове Р.М,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан Давлетова Р.М. на решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 13 декабря 2017 года.
Заслушав доклад судьи Милютина В.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Нефтекамск Республики Башкортостан обратился в суд с иском в интересах Порозовой Д.А. к Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан о предоставлении Порозовой Д.А.... рождения, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в границах г. Нефтекамск, отвечающее санитарным, техническим, противопожарным требованиям, не менее установленной номы предоставления площади жилого помещения 14 кв.м и заключении с Порозовой Д.А. договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, указав в обоснование требований, что Порозова Д.А, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, жилого помещения не имеет, включена в список лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, однако до настоящего времени жилье ей не предоставлено.
Судом вынесено приведенное выше решение, которым постановлено, исковые требования прокурора г. Нефтекамск в интересах Порозовой Дарьи Алексеевны к администрации городского округа г. Нефтекамск об обязании Администрации городского округа г. Нефтекамск предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей и заключить договор найма специализированного жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа г. Нефтекамск РБ предоставить Порозовой Дарье Алексеевне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в границах городского округа г. Нефтекамск РБ, отвечающее санитарным, техническим, противопожарным требованиям, не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения 14 кв.м, и заключить с Порозовой Дарьей Алексеевной договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Не согласившись с решением суда, представитель Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан Аксанова Г.Ф. в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене данного решения ввиду его незаконности и необоснованности, указывая на отсутствие финансирования, на обязанность субъекта РФ по предоставлению жилья истице.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно положений ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Сафина А.Р, полагавшего решение законным, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Специальным законом, определяющим общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 8 указанного Федерального закона определено, что такой категории граждан органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В целях реализации названных выше полномочий органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц (пункт 3 этой же нормы).
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, содержит указание на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Из приведенных предписаний федерального законодательства следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться указанным гражданам именно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, то есть после обращения с соответствующим заявлением незамедлительно.
В соответствии с ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.Согласно п.14.2 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, содержит указание на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством РБ и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Пунктом 1 ст.1 Закона РБ от 28.12.2005 г. N 260-з (в редакции от 18 сентября 2015г.) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в ст. 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
В соответствии со ст. 8 закона РБ от 27.10.1998 г. N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 10 апреля 2014 года установлен факт нахождения Порозовой Д.А. без попечения родителей.
Постановлением Администрации г. Нефтекамска N 514 от 19 февраля 2007 года, опекуном над малолетней Порозовой Д.А,... года рождения назначена Порозова Л.И. За Порозовой Д.А. сохранено право пользования жилым помещением по адресу:... ", ком.1, кв.130, постановлением Администрации г. Нефтекамска N1138 от 18 апреля 2007 года.
Постановлением Администрации городского округа г.Нефтекамск N 4998 от 29 декабря 2014 года Порозова Д.А. включена в список нуждающихся в однократном предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Порозова Д.А. указана в соответствующем списке под номером 83.
Из справки N 929 от 19 декабря 2014 года, выданной ГУП Бюро технической инвентаризации РБ Нефтекамский филиал РБ, видно, что согласно архивным материалам Порозова Д.А. правообладателем жилого помещения в г. Нефтекамска не зарегистрирована.
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведения N02/213/001/2017-509 от 14 ноября 2017 года следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют информация о правах Порозовой Д.А. на имевшиеся (имеющиеся) у неё объекты недвижимого имущества в период с 01 января 1998 года по 10 ноября 2017 года на территории Управления Росреестра по Республики Башкортостан.
Согласно договора социального найма жилого помещения от 01 декабря 2009 года совместно с нанимателем Бобб К.Э. в жилое помещение по адресу: г... ком.1, кв.130 вселяются...
Заключением N7 от 25 декабря 2014 года установлен факт невозможности проживания Порозовой Д.А. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: г... ком.1, кв.130.
Таким образом, закрепленного за Порозовой Д.А. жилья не имеется.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в силу приведенных норм закона предоставление жилых помещений детям-сиротам является обязательством Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан.
При этом суд правильно не принял во внимание доводы Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан о недостаточности финансирования и наличии очередности в предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, поскольку сами по себе эти обстоятельства не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований, так как не влияют на правовые основания разрешения спора. Право Порозовой Д.А. на данную меру государственной поддержки никем не оспаривается.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют правовую позицию Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан, выраженную в суде первой инстанции, и не могут повлечь отмену решения в силу того, что постановленное решение не предполагает предоставление Порозовой Д.А. жилого помещения за пределами предоставленного органу местного самоуправления на данные цели финансирования либо в первоочередном порядке в нарушение существующей очереди.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановилзаконное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 13 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан Давлетова Р.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Д. Вахитова
Судьи А.М. Габитова
В.Н. Милютин
Справка: судья Мутагаров И.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.