Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф,
судей Идрисовой А.В. и Фроловой Т.Е.
при секретаре Фархутдиновой Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Изиляева О.И. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 28 ноября 2017 года по административному делу по иску Изиляева О.И. к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании решения об отказе в постановке на учет незаконным, восстановлении на учете в очереди для получения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Идрисовой А.В, пояснения Изиляева О.И. и Изиляевой Л.Г, поддержавших доводы апелляционной жалобы, изучив материалы административного дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Изиляев О.И. обратился в суд с названным выше иском к Администрации муниципального района Уфимский район РБ, указывая, что он в 2013 году обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет для однократного и бесплатного предоставления земельного участка по категории "граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей". Данное обращение было подано после того, как в его семье 04 апреля 2013 года родился третий ребенок - И. О.И.
27.08.2013 он был поставлен на учет на получение земли. Однако 29.05.2017 начальником отдела земельных отношений Администрации муниципального района Уфимский район РБ Чегодаевым Р.Б, в адрес истца было направлено письмо о том, что его снимают с учета и лишают права на получение земельного участка, на том основании, что он уже получал безвозмездно земельный участок в собственность.
Истец считает, что его незаконно сняли с очереди на получение земли, так как в 2009 году его признали нуждающимся в улучшении жилищных условий. В 2011 году, будучи нуждающимся в улучшении жилищных условий, он получил по программе "Свой дом" земельный участок, на котором был возведен дом. То есть, земельный участок был выделен ему под строительство дома по другим основаниям.
Истец просит признать решение Администрации муниципального района Уфимский район РБ от 29.05.2017 о снятии с учёта граждан для однократного и бесплатного предоставления земельного участка по категории "граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей" незаконным. Обязать Администрацию муниципального района Уфимский район РБ восстановить его на учёте для однократного и бесплатного предоставления земельного участка по категории "граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей".
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 28 ноября 2017 года отказано в удовлетворении исковых требований Изиляева О.И.
В апелляционной жалобе Изиляев О.И, ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явился, что в силу положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Изиляев О.И. состоит в зарегистрированном браке с Изиляевой Л.Г, имеют троих детей. В 2013 году Изиляев О.И. обратился в Администрацию Муниципального района Уфимский район РБ с заявлением о постановке на учет для предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства по основанию - "граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей". Письмом N N... от 27.08.2013 ответчик сообщил, что Изиляев О.И. поставлен на учет для однократного и бесплатного предоставления земельного участка по категории "граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей" под номером N 377.
Письмом N N... от 29.05.2017 ответчик сообщил Изиляеву О.И. о том, что в связи с выявлением факта предоставления земельного участка однократно и бесплатно на основании договора безвозмездного предоставления в собственность земельного участка в соответствии с пп.4 п.6 ст. 10.1 Закона РБ от 05.01.2004г. "О регулировании земельных отношений в РБ" земельной комиссией принято решение снять Изиляева О.И. с учета для однократного бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства по категории "граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей". Данное письмо получено истцом 28.06.2017.
Приказом N N... Министерства земельных и имущественных отношений РБ от 10.10.2011 Изиляеву О.И. был предоставлен однократно бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым номером N N.., общей площадью 1000 кв.м, относящийся к категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: адрес для индивидуального жилищного строительства в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к настоящему приказу.
По договору N N... безвозмездного предоставления в собственность земельного участка от 19.10.2011, заключенному между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Изиляевым О.И, Изиляеву передан безвозмездно в собственность указанный выше земельный участок. 02.12.2011 Изиляевым О.И. зарегистрировано право собственности на названный земельный участок.
Из выше указанного следует, что семья Изиляевых, воспользовалась правом однократного бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании ст. 10 Закона РБ от 05.01.2004г. "О регулировании земельных отношений в РБ".
Разрешая заявленный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что право на однократное и бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предусмотренное ст. 10 Закона РБ от 05.01.2004г. "О регулировании земельных отношений в РБ" семьей истца Изиляева О.И. ранее уже реализовано, в связи с чем, требования о признании решения о снятии Изиляева О.И. с учета для однократного бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства по категории "граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей" и возложении на ответчика обязанности восстановить на учёте для однократного и бесплатного предоставления земельного участка по категории "граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей" основаны на неверном толковании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения и ведут к нарушению принципа однократности бесплатного предоставления земельного участка, реализуемого в рамках Закона РБ от 05.01.2004г. "О регулировании земельных отношений в РБ".
Судебная коллегия соглашается по существу с правильным решением суда, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В силу ч. 1 ст. 39.19 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона РБ от 05.01.2004 г. "О регулировании земельных отношений в РБ" земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в редакции, действовавшей на момент постановки истца на учёт.
Согласно п. 6 ч. 6 ст. 10.1 Закона РБ от 05.01.2004г. "О регулировании земельных отношений в РБ", введённого в действие Законом РБ от 26.12.2016 N 451-з, гражданин, состоящий на учете, снимается с учета на основании решения земельной комиссии в следующих случае реализации права на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев, установленных пунктом 6 статьи 10 настоящего Закона.
Аналогичные положения установлены решением Совета муниципального района Уфимский район РБ от 30.11.2011 N 302 "О порядке однократного и бесплатного предоставления гражданам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального района Уфимский район РБ, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства".
Ч. 4 ст. 10 Закона РБ от 05.01.2004г. "О регулировании земельных отношений в РБ" предусмотрено, что предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства отдельным категориям граждан, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, а также настоящей статьей, в собственность бесплатно осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Повторное бесплатное предоставление гражданину в собственность земельного участка допускается в случаях, связанных со стихийными бедствиями, либо в силу иных чрезвычайных обстоятельств, вследствие которых невозможно дальнейшее использование земельного участка по его целевому назначению, и при условии возврата ранее предоставленного земельного участка в государственную собственность Республики Башкортостан или муниципальную собственность.
Указанный перечень оснований для повторного бесплатного предоставления земельного участка является исчерпывающим.
Системное толкование приведенных правовых норм свидетельствует о том, что действие ч. 2 ст. 10 Закона Республики Башкортостан N-з от 05.01.2004 г. "О регулировании земельных отношений в РБ" не распространяется на граждан, которым ранее уже предоставлялась такая мера государственной поддержки как однократное бесплатное предоставление земельного участка в рамках указанного закона РБ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом сделан неправильный вывод о том, что истцом и его семьей реализовано право на однократное и бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку ранее он реализовал право на получение бесплатно земельного участка по иному основанию, а нормы Закона РБ от 05.01.2004г. "О регулировании земельных отношений в РБ" предоставляют ему право на получение земельного участка бесплатно, в связи с наличием трёх детей, являются необоснованными, потому что в силу указанных выше норм права возможно однократное бесплатное предоставление земельного участка гражданина по одному из оснований, предусмотренных ст. 10 Закона РБ от 05.01.2004г. "О регулировании земельных отношений в РБ", в том числе и при наличии у гражданина нескольких оснований для предоставления бесплатно земельного участка.
Также не являются основанием для отмены решения суда доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 26.12.2016 N 451-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" граждане, указанные в пунктах 3 и 4 части 2 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", принятые на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, до вступления в силу настоящего Закона, сохраняют право на получение земельного участка в собственность бесплатно в случаях, установленных до вступления в силу настоящего Закона, поскольку истец снят с учёт не в связи с изменением ч. 2 ст. Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан".
Кроме того, в Законе Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" в ранее действовавшей редакции также было предусмотрено, что повторное бесплатное предоставление гражданину в собственность земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, допускается в случаях, связанных со стихийными бедствиями, либо в силу иных чрезвычайных обстоятельств, вследствие которых невозможно дальнейшее использование земельного участка по его целевому назначению, и при условии возврата ранее предоставленного земельного участка в государственную или муниципальную собственность (п. 4 ст. 10 названного закона). Гражданам, указанным в пунктах 4 и 5 части 2.1 настоящей статьи, земельные участки предоставляются бесплатно однократно независимо от признания их нуждающимися в жилых помещениях (п. 6 ст. 10 указанного закона).
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые влияли бы на существо принятого решения, не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию административного истца, изложенную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Вынесенное по делу решение соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, при его вынесении не допущено, и оснований для его отмены, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 28 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Изиляева О.И. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 28 ноября 2017 года - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Ф. Васильева
судьи А.В.Идрисова
Т.Е.Фролова
справка: судья Моисеева Г.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.