Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Шомахова Р.Х.
судей Жернового Е.И. и Мисхожева М.Б.
при секретаре Узденовой Ф.Р.
с участием: истца Канкулова А.Х. и представителя ответчиков ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шомахова Р.Х. гражданское дело по иску Канкулова Аслана Хачимовича к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по КБР о признании незаконными и отмене решения комиссии в части отказа в его постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом N 111 от 20.12.2016 г. о возложении обязанности поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из четырех человек с даты подачи рапорта с 28.05.2014 г,
по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России и Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по КБР на решение Нальчикского городского суда КБР от 8 декабря 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
Канкулов А.Х. обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение комиссии ФСИН России от 20.12.2016 (протокол N 111) в части отказа ему и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 и обязать комиссию ФСИН России поставить его на учет составом семьи из 4-х человек для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с даты подачи рапорта 25.08.2014 г.
Требования мотивированы тем, что он проходит службу в УФСИН России по КБР в должности заместителя начальника УФСИН России по КБР, в звании полковника внутренней службы, имеет выслугу в календарном исчислении более 20 лет.
25.08.2014 г. обратился с рапортом в территориальную подкомиссию УФСИН России по КБР и представил полный пакет документов для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
27.08.2014 г. подкомиссия по рассмотрению вопросов предоставления единовременной выплаты сотрудникам, членам их семей и гражданам УФСИН России по КБР постановила:направить его документы в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке с семьей в составе из 4-х человек на учет для получения единовременной социальной выплаты. Отправлены документы на состав семьи 4 человека.
20.12.2016 комиссия ФСИН России постановила:отказать Канкулову А.Х. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369, указав, что: сведения о преимущественном проживании старшего сына в период с 01.08.2009 г. по 17.07.2012 г. и младшего сына в период с 01.08.2009 г. по 13.08.2014 г. в учетном деле заявителя отсутствуют, а справки с БТИ представлены без указания девичьей фамилии супруги заявителя.
Считая отказ незаконным, в исковом заявлении со ссылками на положения Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, также указывалось, что Комиссией ФСИН России нарушены сроки рассмотрения рапорта, указанные в пункте 7 Правил. Требования о предоставлении документов с указанием девичьей фамилии супруги вообще не предусмотрено Правилами. Дети с рождения и по настоящее время проживают с ним.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 8 декабря 2017 года постановлено: исковые требования Канкулова Аслана Хачимовича к Федеральной службы исполнения наказаний России удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, оформленное протоколом от N 11 от 20.12.2016 г. в части отказа Канкулову Аслану Хачимовичу в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации поставить Канкулова Аслана Хачимовича с составом семьи из 4-х человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи рапорта с 28.05.2014 года с составом семьи из 4-х человек.
Не согласившись с решением, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, ФСИН России и УФСИН России по КБР подали апелляционную жалобу, в которой просят отменить решение и вынести по делу новое решение и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе повторяются обстоятельства обращения истца с рапортом о постановке его на учет, и указывается, что в нарушение п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 369 от 24 апреля 2013 года, истцом не был представлен полный пакет надлежащих документов.
Заслушав доклад судьи Шомахова Р.Х, изучив представленные материалы и доводы жалобы, выслушав поддержавшую жалобу представителя ФСИН России и УФСИН России по КБР - Эндрееву Л.М. и возражавшего против удовлетворения жалобы истца Канкулова А.Х, Судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее-Правила).
Как установлено судом, истец 25.08.2014г. обратилась с рапортом в подкомиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременной выплаты сотрудникам, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях УФСИН России по КБР о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с составом семьи из 4 человек.
При этом на указанную дату он имел выслугу более 20 лет, являлась подполковником внутренней службы, заместителем начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по КБР.
Подкомиссия УФСИН России по КБР решиланаправить в ФСИН России документы для принятия решения о постановке истца с составом семьи из 4 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Решением комиссии ФСИН России, оформленного протоколом от 20.12.2016г. N111, истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил. В частности было указано, что предоставлены справки БТИ без указания предыдущей фамилии супруги; сведения о преимущественном проживании старшего сына в период с 01.08.2009 г. по 17.07.2012 г. и младшего сына в период с 01.08.2009 г. по 13.08.2014 г. в учетном деле заявителя отсутствуют.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции в решении указал, что ответчиками не опровергнут факт проживания несовершеннолетних детей с истцом и соответственно указание на это в решении необоснованно. Со ссылками на положения Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369, в решении указано, что регистрация является одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по конкретному месту пребывания, что при отсутствии иных данных, опровергающих обстоятельство проживания лица по месту регистрации, признается подтвержденным.
Указание в оспариваемом протоколе на отсутствие справки из БТИ на предыдущую фамилию супруги заявителя суд счел неправомерным, поскольку пунктами 5,6 Правил не предусмотрена необходимость представления такой справки. Также учел то обстоятельство, что истцом при рассмотрении дела представлена за этот же период выписка из Росреестра и на девичью фамилию супруги, подтверждающая отсутствие иного имущества.
Однако эти обстоятельства не могли служить основанием для удовлетворения иска по следующим основаниям.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. N 369. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Так, п. 5 вышеуказанных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в п. 5 Правил, в том числе:
- копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подп. "б");
- документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подп. "и").
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривалось, что направленные в комиссию ФСИН России документы на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения содержали справки БТИ без указания предыдущей фамилии супруги и не были представлены сведения о преимущественном проживании старшего сына в период с 01.08.2009 г. по 17.07.2012 г. и младшего сына в период с 01.08.2009 г. по 13.08.2014 г.
Учитывая, что комиссия ФСИН России принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты либо об отказе в постановке на указанный учет на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в п. 5 Правил и заверенных в установленном порядке, Судебная коллегия, выводы суда о признании незаконным решения комиссии ФСИН России в части отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении на ФСИН России этой обязанности, находит неправомерными.
Материалы дела не содержат относимых и допустимых доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что истцом изначально в полном объеме были представлены необходимые для решения вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, документы, в связи с чем, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что комиссией ФСИН России было правомерно отказано истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, так как им не представлены обязательные документы, предусмотренные п. 5 Правил.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 8 декабря 2017 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Канкулова А.Х. к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по КБР о признании незаконными и отмене решения комиссии в части отказа в его постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом N 111 от 20.12.2016 г, о возложении обязанности поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из четырех человек с даты подачи рапорта с 28.05.2014 г, отказать.
Председательствующий Р.Х. Шомахов
судьи Е.И. Жерновой
М.Б. Мисхожев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.