Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
Председательствующего Кучукова О.М.
Судей: Хамирзова М.Х. и Бейтуганова А.З.
при секретаре Абазове Э.А.
с участием: Готыжева О.Х. и его представителя Гурижева А.М.
по докладу Бейтуганова А.З,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Готыжева Османа Хусеновича на решение Нальчикского городского суда КБР от 15 ноября 2017 года по делу по иску Готыжева Османа Хусеновича к Местной администрации г.о. Нальчик о признании незаконным постановления по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и восстановлении в списки участников программы "Обеспечение жильем молодых семей",
Установила:
Готыжев О.Х. обратился в суд с иском к Местной администрации г.о. Нальчик, в котором просит признать незаконным постановление Местной администрации г.о. Нальчик от 10 ноября 2016 года N2408 "Об исключении из списка молодых семей в связи с достижением предельного возраста"; обязать местную администрацию г.о. Нальчик восстановить его семью в списке участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" и получить социальную выплату.
В обоснование иска указывается, что его семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" в 2012 году. В июне 2017 года он получил уведомление из Местной администрации г.о. Нальчик, о том, что его семья исключена из списка участников программы.
Считает, что лишился социальной выплаты из-за неправомерных действий со стороны Местной администрации, поскольку пунктом 18 "Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования" не предусмотрена возможность исключения граждан из числа участников программы, а предусмотрена возможность внесения изменения в утвержденные списки. Достижение предельного 35 летнего возраста не является основанием для внесения в список очередников молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты.
Информацию о том, что его семью исключили из списка участников программы ранее чем до 26 июня 2017 года он не получал, то есть, не уведомив его о происходящих изменениях, ответчик также нарушил его права и законные интересы.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 15 ноября 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, Готыжев О.Х. подал на него апелляционную жалобу, в которой со ссылкой на судебную практику Верховного Суда Российской Федерации просит отменить его и принять по делу новое решение, удовлетворив его требования в полном объёме.
Изучив материалы дела, заслушав участников судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Готыжев О.Х. и Готыжева А.Х. состоят в браке с 12 октября 1985 года, имеют детей: А ДД.ММ.ГГГГ г.р, С, ДД.ММ.ГГГГ г.р, проживают по адресу: "адрес"
Семья Готыжева О.Х. в составе четырех человек в 2012 году была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и включена в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Местной администрации г.о.Нальчик от ДД.ММ.ГГГГ N семья Готыжевых исключена из списков участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на основании Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N1050.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что постановлением Местной администрации г.о. Нальчик от 10 ноября 2016 года за N2408 "Об исключении из списка молодых семей", семья Готыжева О.Х. составом 4 человека, состоявшая в списке с 2012 года, исключена в связи с достижением им предельного возраста. Факт того, что к моменту вынесения оспариваемого постановления возраст Готыжева О.Х. превышал 35 лет, подтвержден материалами дела и не отрицался сторонами.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он соответствует обстоятельствам дела, основан на правильном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 (в редакции Постановления Правительства РФ от 25 июня 2016 N 464) утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Приложением к данной подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
Согласно указанным Правилам, после утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (абзац 1 пункта 27 Правил).
В абзаце 2 названного пункта Правил в указанной редакции, закреплено, что в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В свою очередь, включение в пункт 27 Правил абзаца 2-го, предусматривающего, что в случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не изменяет действовавшего ранее правового регулирования по данному вопросу, поскольку сам факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, учитывая, что молодая семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов.
Выводы суда первой инстанции в обжалуемом судебном постановлении обоснованы, мотивированы со ссылкой на представленные доказательства, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Полученные сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, оценены в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признаны достаточными и достоверными.
При этом вопреки доводам апеллянта, выводы суда о том, что само по себе то обстоятельство, что семья Готыжевых была включена в список "Обеспечение жильем молодых семей" в целях предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, не означает, что данная семья обладает безусловным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья, в том числе и после достижения возраста 35 лет, а молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии, не противоречат правоприменительной практике.
Данные выводы суда согласуются с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15 января 2015 года N 3-О, предусматривающей, что исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами (Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы") требованиям. Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
Довод о том, что судом не принята во внимание сложившаяся судебная практика, не может быть признан обоснованным, поскольку судебный акт Верховного Суда Российской Федерации, на который апеллянт ссылается в своей жалобе, вынесен по делу с другими обстоятельствами и в отношении иных лиц, в связи с чем преюдициального либо доказательственного значения для настоящего дела не имеет.
Судом первой инстанции, не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления по доводам, приведенным в апелляционной жалобе.
Предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
Определила:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 15 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Готыжева Омара Хусеновича - оставить без удовлетворения.
Председательствующий О.М. Кучуков
Судьи: М.Х. Хамирзов
А.З. Бейтуганов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.