Председатель Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Маиров Ю.Х., рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью "Экорос" Озрокова А.Н. на постановление мирового судьи судебного участка N3 Баксанского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 23 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденному в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Экорос",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 04 декабря 1974 года N624 "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года N1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" памятник "Баксанские городища", расположенный в г.Баксан на северо-западной окраине города, включен в перечень памятников культуры, включаемых в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения (приложение N1) (л.д.62, 63).
На основании приказа руководителя Управления по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики ВП-5/2016 от 26 октября 2016 года была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Экорос" (далее - ООО "Экорос", Общество), в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами - статьей 28, 30, 32 и 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации".
По результату проверки был составлен Акт N04 от 29 ноября 2016 года.
Как следовало из Акта, на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 90118 кв.м, расположенном вдоль "адрес" к западу от объекта культурного наследия федерального значения "Баксанские городища", ООО "Экорос" в нарушение положений статьи 28 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации" без согласования в установленном законом порядке осуществляет хозяйственную деятельность, земляные, строительные и мелиоративные работы, в том числе на объекте культурного наследия - кургане, расположенном в центре земельного участка, в результате чего, в ходе осмотра участка, найдены многочисленные фрагменты керамики ( л.д.52-53).
На основании Акта проверки от 29 ноября 2016 года N04 консультантом отдела государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия Управления по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики в адрес ООО "Экорос" было вынесено предписание об устранении нарушения обязательных требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия N001 от 29 ноября 2016 года, в соответствии с которым на Общество возложена обязанность:
1. С 29 ноября 2016 года приостановить проведение земляных, строительных, мелиоративных работ до устранения выявленных нарушений;
2. До 01 марта 2017 года обеспечить проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки;
3. До 01 апреля 2017 года представить в Управление документацию, подготовленную на основе археологических полевых работ, содержащую результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличии или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, а также заключение государственной историко-культурной экспертизы указанной документации (либо земельного участка) (л.д.58-59).
На основании приказа руководителя Управления по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики NВП-7/2017 года от 25 апреля 2017 года в отношении ООО "Экорос" в целях проверки выполнения указанного предписания N001 от 29 ноября 2016 года была проведена внеплановая проверка, в результате которой 17 мая 2017 года консультантом отдела государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия Управления по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики ФИО7 в отношении ООО "Экорос" был составлен протокол об административном правонарушении N01-ВП/2017 по признакам части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства (л.д.8-10).
Как следует из протокола N01-ВП/2017, ООО "Экорос" не выполнило пункты 1, 2 и 3 предписания Управления по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики от 29 ноября 2016 года N001, а именно: не приостановило проведение земляных, строительных, мелиоративных работ до устранения выявленных нарушений с 29 ноября 2016 года; не обеспечило проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки в срок до 01 марта 2017 года, нарушив требования статьи 28, 30, 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; не представило в Управление в срок до 1 апреля 2017 года документацию, подготовленную на основе археологических полевых работ, содержащую результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, а также заключение государственной историко-культурной экспертизы указанной документации (либо земельного участка), допустив нарушение требований статьи 32 Закона (л.д.8-10).
Определением руководителя Управления по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики от 17 мая 2017 года протокол об административном правонарушении с приложенными материалами был направлен в суд для рассмотрения по существу (л.д.1).
Постановлением мирового судьи судебного участка N3 Баксанского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 23 июня 2017 года ООО "Экорос" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в неисполнении Обществом предписания Управления по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики от 29 ноября 2016 года N 001, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 11000 рублей.
В жалобе, поступившей в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики 21 декабря 2017 года, директор ООО "Экорос" Озроков А.Н, ссылаясь на незаконность и необоснованность указанного постановления мирового судьи от 23 июня 2017 года, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Обосновывая незаконность привлечения Общества к административной ответственности, заявитель ссылается на то, что ООО "Экорос" и его директор Озроков А.Н. не извещались Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики о проведении внеплановой выездной проверки 29 ноября 2016 года, им не были направлены предписание N001 от 29 ноября 2016 года, Акт проверки 04 от 29 ноября 2016 года, уведомление о составлении протокола и сам протокол об административном правонарушении, составленный в нарушение статьи 28.2 в отсутствие законного представителя Общества.
Заявитель жалобы ссылается на то, что Общество не извещалось о дате и времени судебного разбирательства по настоящему делу, копия постановления им не направлялась.
Как указано в жалобе, предписание от 29 ноября 2017 года не может быть положено в обоснования виновности Общества в инкриминируемом правонарушении, поскольку у ООО "Экорос" несколько земельных участков в аренде, в том числе и в с. Псычох и из предписания непонятно, какие конкретно мероприятия и в отношении какого объекта необходимо было осуществить. Кроме того, в нарушение положений пункту 8 статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Общество не было уведомлено о том, что земельный участок, находящийся у него в аренде, является объектом культурного наследия и, как таковой, включен в соответствующий перечень.
Определением Председателя Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 17 января 2018 года жалоба директора ООО "Экорос" Озрокова А.Н. принята к производству.
Истребованное дело об административном правонарушении поступило в суд 17 января 2018 года.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на основании служебной записки консультанта отдела государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия ФИО7 об обнаружении проведения земляных, строительных работы на территории объекта культурного наследия федерального значения "Баксанские городища", расположенного на участке вдоль федеральной автодороги "Кавказ" на 425 км (слева) и находящегося в пользовании ООО "Экорос", руководителем Управления по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики 26 октября 2016 года был издан приказ о проведении внеплановой выездной проверки Общества (л.д.30, 31-33).
28 октября 2016 года проведение указанной проверки было согласовано с органами прокуратуры (Заявление о согласовании от 25 октября 2016 года, решение о согласовании от 28 октября 2016 года на л.д.35-36, 37).
По результату проведенной проверки в отсутствие надлежаще извещенного представителя юридического лица - директора ООО "Экорос" - 29 ноября 2016 года были составлены Акт проверки N04 и на его основании предписание об устранении нарушений обязательных требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия N001 (л.д.52-57, 58-59).
На основании приказа руководителя Управления по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики NВП-7/2017 года от 25 апреля 2017 года в отношении ООО "Экорос" в целях проверки выполнения предписания N001 от 29 ноября 2016 года 17 мая 2017 года был осуществлен выезд сотрудников Управления по месту расположения объекта культурного наследия и по результатам проверки составлен Акт проверки N2-ВП/2017, из которого следует, что при проведении внеплановой выездной проверки 17 мая 2017 года в 11 часов 20 минут установлено, что ООО "Экорос" не выполнило пункты 1, 2 и 3 предписания Управления по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики от 29 ноября 2016 года N 001, а именно: не приостановило на земельном участке - объекте культурного наследия проведение земляных, строительных, мелиоративных работ с 29 ноября 2016 года; не обеспечило проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки в срок до 01 марта 2017 года, нарушив требования статьи 28, 30, 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; не представило в Управление в срок до 1 апреля 2017 года документацию, подготовленную на основе археологических полевых работ, содержащую результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, а также заключение государственной историко-культурной экспертизы указанной документации (либо земельного участка), допустив нарушение требований статьи 32 Закона (л.д. 6-7).
Фактические обстоятельства совершенного ООО "Экорос" административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: Актом проверки N04 от 29 ноября 3016 года (л.д.52-57), предписанием N001 от 29 ноября 2016 года (л.д. 58-59), Актом проверки N2-ВП/2017 от 17 мая 2017 года (л.д.6-7), протоколом об административном правонарушении N01-ВП/2017 от 17 мая 2017 года (л.д.8-10) и иными материалами дела, которые получили оценку мирового судьи на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ООО "Экорос" не были приняты зависящие от него меры по надлежащему выполнению предписания N001 от 29 мая 2016 года, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доводы настоящей жалобы о том, что ООО "Экорос" и его директор Озроков А.Н. не извещались Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики о проведении внеплановой выездной проверки 29 ноября 2016 года, им не были направлены предписание N001 от 29 ноября 2016 года, Акт проверки 04 от 29 ноября 2016 года, уведомление о составлении протокола и сам протокол об административном правонарушении опровергаются материалами дела.
Как следует из материалов дела, внеплановая выездная проверка Общества от 29 ноября 2016 года была проведена с соблюдением требований статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон о защите прав юридических лиц) по согласованию с прокуратурой Кабардино - Балкарской Республики (л.д.37).
В силу пункта 16 данной статьи о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В соответствии с этим требованием закона, 01 ноября 2016 года (исх.N61-318) директору ООО "Экорос" было направлено уведомление о проведении внеплановой выездной проверки с 02 по 29 ноября 2016 года (л.д.38).
Вопреки утверждениям в надзорной жалобе, копией кассового чека (квитанция N19252) и отчетом об отслеживании отправления (почтовый идентификатор - 36005104192526) подтверждается факт получения указанного уведомления Обществом 23 ноября 2016 года (л.д.39,40).
По результату проведенной проверки в отсутствие надлежаще извещенного представителя юридического лица - директора ООО "Экорос" - 29 ноября 2016 года были составлены Акт проверки N04 и на его основании предписание об устранении нарушений обязательных требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия N001 (л.д.52-57, 58-59).
Копии Акта проверки N04 и предписания от 29 ноября 2016 года были направлены - директору ООО "Экорос" - Озрокову А.М. посредством почтовой связи, и согласно отчету об отслеживании отправления (почтовый идентификатор - 36005105242176), сформированном на официальном сайте Почты России, бандероль получена адресатом 09 декабря 2016 года (л.д.60-61).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
По настоящему делу Общество своевременно и надлежащим образом было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления (почтовый идентификатор - 36005110445999), сформированном на официальном сайте Почты России, согласно которому письмо, адресованное директору ООО "Экорос" Озрокову А.Н. и отправленное 11 мая 2017 года, получено адресатом 16 мая 2017 года, однако не направило своего представителя, в связи с чем в на основании части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении N01-ВП/2017 от 17 мая 2017 года был составлен в его отсутствие.
Также не соответствует материалам дела и довод жалобы о ненадлежащем извещении Общества о времени и месте рассмотрения дела мировым судьей.
Так, в материалах дела имеется судебное извещение от 31 мая 2017 года о назначении судебного заседания на 9 часов 00 минут 23 июня 2017 года, которое, согласно уведомлению о вручении, было получено адресатом 22 июня 2017 года.
Копия обжалуемого по настоящему делу постановления мирового судьи судебного участка N3 Баксанского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 23 июня 2017 года получено адресатом 05 сентября 2017 года, что подтверждается приобщенным к материалам дела уведомлением о вручении заказного почтового отправления.
Частью 12 статьи 16 Федерального закона о защите прав юридических лиц предоставляется возможность юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.
Не влекут отмену обжалуемого постановления доводы жалобы о необоснованности предписания N 001 от 29 ноября 2016 года, поскольку указанное предписание выдано полномочным органом с соблюдением установленной законом процедуры выдачи, не обжаловано ООО "Экорос", не отменено, не признано недействительны, вступило в законную силу и подлежало исполнению Обществом.
При рассмотрении дела судом соблюдены положения части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка N3 Баксанского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 23 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденному в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Экорос" оставить без изменения, жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью "Экорос" Озрокова А.Н. - без удовлетворения.
Председатель
Верховного Суда КБР Ю. Х. Маиров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.