Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М, судей Дьяконовой З.С., Сыреновой С.Н.,
при секретаре Никифорове В.Е,
с участием представителя административного истца Семеновой М.В, представителя административного ответчика Новиковой В.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Якутского городского суда РС (Я) от 16 ноября 2017 года по делу по административному иску Семенова И.И. об оспаривании решения Окружной администрации города Якутска, которым
постановлено:
Признать незаконным отказ Окружной администрации города Якутска, выраженный в уведомлении от 13 октября 2017 года N... -ДИЗО/17 в перераспределении земельного участка Семенову И.И..
Обязать Окружную администрацию города Якутска устранить допущенное нарушение путем рассмотрения заявления Семенова И.И. о перераспределении земельного участка с кадастровым N.., расположенного по адресу:.., в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия
установила:
Семенов И.И. обратился в суд с иском об оспаривании решения Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 13.10.2017 г. N... об отказе в перераспределении земельного участка, расположенного по адресу:... В обоснование иска указывает, что земельный участок площадью *** кв.м. с кадастровым N... принадлежит ему на праве собственности. 09.09.2017 года обратился в ДИЗО Окружной администрации города Якутска с заявлением о перераспределении земельного участка площадью *** кв.м. Ответчик необоснованно отказал в перераспределении земельного участка. Просил признать отказ незаконным и обязать Окружную администрацию г. Якутска принять решение о перераспределении испрашиваемого земельного участка.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен административный ответчик. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права. Настаивает на правомерности принятого решения. Указывает, что административный истец до заключения соглашения о перераспределении земельного участка и без получения надлежащего решения осуществил самовольное занятие земельного участка.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По настоящему делу Семеновым И.И. оспаривается решение Окружной Администрации города Якутска об отказе в перераспределении земельного участка в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке в результате перераспределения будут расположены здания, сооружения, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оснований для отказа в перераспределении земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
В силу положений ст. 39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если перераспределение таких земель или земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; а также в случаях перераспределения земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных, в частности, для индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Такое перераспределение осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта РФ, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно ч. 1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган, который принимает решение об отказе в заключении соглашения, в частности, в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием (подпункт 3).
Применительно к рассматриваемым обстоятельствам дела Семенову И.И. отказано в перераспределении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что на нем будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен п.3 ст. 39.36 ЗК РФ и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Как видно из акта обследования земельного участка от 13 ноября 2017 г, на испрашиваемом участке расположено некапитальное сооружение, которое в виду отсутствия споров и правопритязаний третьих лиц не препятствует перераспределению земельного участка.
Из представленных сведений кадастрового плана земельного участка не усматривается, что в случае перераспределения земельного участка будут нарушены права и интересы муниципального образования г. Якутска, а также границы прилегающих территорий. Вместе с тем, распределение земельного участка приведет к более правильному по форме расположению площади и границ данного земельного участка.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков у органа местного самоуправления не было, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст.84 КАС РФ. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, а потому не могут служить поводом к отмене решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 16 ноября 2017 года по делу по административному иску Семенова И.И. об оспаривании решения Окружной администрации города Якутска оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Оконешникова М.М.
Судьи Дьяконова З.С.
Сыренова С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.